Форма входа

Поиск по сайту

Категории

История Фотографии [9]
Разное [48]
Фототехника [9]
Мастера Фотографии [7]
Фототеория [4]

Помощь сайту


Проверить аттестат

WME894653087232
WMZ136088046748
WMR221509450814

Amazon

Mini chat

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Пятница, 19.04.2024, 08:58
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

ART БИБЛИОТЕКА

СТАТЬИ

Главная » Статьи » Статьи по Фотографии » Разное

О натюрморте в шутку и всерьез
Без хорошей, выстраданной, выношенной идеи никогда не создать художественного произведения, нечего и браться, а уж донести ее, не расплескать по дороге, тем более не каждому под силу. Вот Достоевский пишет Майкову о «Бесах»: «Идея соблазнила меня, и полюбил я ее ужасно, но слажу ли, не изговняю ли весь роман, — вот беда!» И все-таки, попробуем для начала хотя бы зацепиться за что-то, а потом, может быть, и выносим, и донесем, и не изго.., ну, это мы оставим на совести классика. Итак.
Если набрать в интернетовском поисковике слово «натюрморт», то выяснится, что «при изображении натюрморта художник получает в свое распоряжение участок пространства, где он строит сюжет и ОБЪЕМНУЮ композицию», что художник непременно должен «научиться изображать ТРЕХМЕРНУЮ форму на двухмерной плоскости», что «на начальной стадии делается ПЕРСПЕКТИВНОЕ построение группы геометрических тел», а «качество учебной работы в начальном периоде обучения следует видеть в том, насколько удалось передать в натюрморте ОБЪЕМНУЮ форму предметов». Если открыть «Методические рекомендации по курсу «Живопись», то в разделе методики работы над натюрмортом можно прочитать, что: «Познание техники живописи — это изучение законов построения РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ формы цветом». Действительно, любой художник стремится выйти за пределы плоскости картины, передать перспективу, показать глубину пространства, сделать изображаемый предмет объемным. Кому-то это удается в большей степени, кому-то в меньшей.
Помню свои детские впечатления от посещения Эрмитажа с родителями: очень хотелось подержаться за край сосуда, «вываливающегося» из картины Пикассо. Фотография в этом смысле успешно конкурирует с живописью, да еще и действует быстрее и проще — нажал на кнопку, и все, что видишь, в подробностях перенесено на плоскость пленки или матрицы цифрового аппарата. И вот уже все фотосайты завалены отличными натюрмортами, где правильно поставленный свет подчеркивает объем старинных книг, часов, подсвечников и ваз с цветами. Все очень естественно, подробно, натурально и… стерильно до тошноты. Та кое ощущение, что фотографы работают на фирме Xerox: «Мы научили мир копировать!» А если (вот она, идея!) попробовать делать наоборот? Если попытаться идти назад, вглубь холста, навстречу художнику, который пытается из него выбраться? Тогда наша задача будет противоположной — убрать объем, сделать изображение плоским, как будто нарисованным. Как уже было сказано, наиболее выразительно выявить форму предмета помогает правильно поставленный свет. Но мы не хотим заниматься простой фиксацией предмета. Мы не будем выявлять его форму, мы будем скрывать ее, и поэтому будем ставить свет «неправильно». Если снимаем стеклянные предметы, то свет в этом случае должен быть контровой, он оставит только контуры (фото №1 «Африка»).
Предметы станут плоскими, как лист бумаги, меньше объема просто не бывает; или задне-боковой (фото №2 «Супрематизм»), тут еще можно догадаться о толщине одной из снимаемых стекляшек.

Если же мы зададимся целью до конца «испортить» изображение, то перед объективом можно поставить какой-нибудь прозрачный объект, который поможет нам получить фотографию, похожую на детский рисунок или картинку художника-примитивиста. Пока начинающие художники пыхтят, выстраивая реалистические формы», мы поступим наоборот. Откроем холодильник, достанем оттуда формочку для замораживания льда и поставим ее между фотоаппаратом и снимаемым объектом. Вот что у нас получилось (фото №3 «Мультфильмы»).

По-моему, неплохо.
Можно вообще взять первую попавшуюся банку (фото №4 «Опьяненная солнцем»)


или просто кусок матового стекла (фото №5 «Двадцать пятый кадр»).

Вместо стекла можно воспользоваться и какой_нибудь полупрозрачной тканью типа флизелина (фото №6 «Угол и овал»),

Если обычное стекло намазать желатином или каким_нибудь другим вазелиноподобным веществом, то при съемке через него тоже можно получить интересное изображение (фото №10 «Купание красного коня»).


А что делать, если предмет не прозрачен? Можно в очередной раз попробовать поснимать в контровом свете (фото №9 «Три Х»),

или ее имитацией, т. е. наложением слоев в Фотошопе, если у вас цифровой фотоаппарат (фото №13 «Выше голову!»).

Это тоже поможет убрать объем, глубину, и добавит «живописности» работе.
Теперь, когда со светом мы немножечко разобрались, поговорим о цвете. «Чистый цвет (спектр) хотя и был в красках, но живописцы его убивали, мешая из него тона. Тон выявился в живописи исключительно из предметности, от искания передачи природы», — писал художник и фотограф Александр Родченко в начале 20-го века. Мы, как и договорились, не будем искать «передачи природы», не будем мы ждать и милостей от нее, мы будем искать этот «чистый» цвет сами. Тем более что это просто, чистый цвет называется «coloured water» (цветная вода) и продается в емкостях по 100 мл в магазинах, которые торгуют товарами для художников. Красная вода, желтая, зеленая, синяя, в общем: «каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Эта «сoloured water» — концентрированная, ее можно и нужно разводить, и одной бутылочки хватит на целых 25 литров. Заполняем готовым раствором нужные нам стекляшки и получаем такую вот картинку или такую (фото №11 «Стеклянное настроение»).



Если вы когда-то снимали на пленку, то должны знать, что такое «кросс_процесс»: это проявление слайдовой пленки как негативной, то есть по процессу С-41. Смысл такого издевательства над пленкой в том, что цвет снимаемого объекта меняется до неузнаваемости и результат почти непредсказуем, а это тоже может пригодиться нам для борьбы с излишней реалистичностью. Выглядит это примерно так (фото №17 «Семечки»). Процесс наверняка можно имитировать и в Фотошопе, попробуйте.
То, о чем я рассказал, — всего лишь один из подходов к теме. Мой личный выбор. Выбор языка. От чего зависит этот выбор, знает каждый: от «насмотренности», «наслушан ности», от нашего окружения, воспитания, от выбора книг, музыки и т. д. Я бродил с родителями не только в залах Пикассо в Эрмитаже. Мне очень нравится русский авангард. Нравится то, что делали Малевич, Родченко, Попова, Экстер и другие художники_беспредметники. Нравится цвет, ритм, линии их конструкций. Когда я стал снимать, я захотел сделать что_то похожее средствами фотографии. Вы выберете что-то другое. Будете снимать в ч/б, потом раскрашивать бумажные отпечатки или смазывать фильтр вазелином, купите фишай или сделаете монокль из старого Гелиоса, а может быть, будете просто дышать на объектив перед съемкой, да мало ли что еще можно сделать, чтобы не бездумно копировать реальность, а добавить в нее что-то свое. Свой взгляд на вещи — не так уж мало для того, кто собирается снимать натюрморты.

Текст и все фото - Сергей ВАРАКСИН

Категория: Разное | Добавил: MIKA (08.03.2009) | Автор: Сергей ВАРАКСИН
Просмотров: 1244
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]