Форма входа

Поиск по сайту

Категории

История Фотографии [9]
Разное [48]
Фототехника [9]
Мастера Фотографии [7]
Фототеория [4]

Помощь сайту


Проверить аттестат

WME894653087232
WMZ136088046748
WMR221509450814

Amazon

Mini chat

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Воскресенье, 25.06.2017, 15:17
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

ART БИБЛИОТЕКА

СТАТЬИ

Главная » Статьи » Статьи по Фотографии » Разное

Изобразительные средства макрофотографии

ГРИП

Но на первое место здесь выдвигается второстепенный в других жанрах фотографии фактор. В пейзаже, портрете, натюрморте с ГРИП (Глубина Резко Изображаемого Пространства), разумеется, тоже нужно работать, но там она играет скорее вспомогательную роль, позволяет выделить нюансы, повысить выразительность снимка. В макрофотографии это — важнейший, первостепенный фактор съемки, целиком определяющий, каким получится кадр. При съемке с близкого расстояния глубина резкости становится настолько мала, что даже небольшие объекты невозможно изобразить в полную глубину. Поэтому макросъемка — это в первую очередь работа с глубиной резкости.

Если нам хочется показать снимаемый объект целиком, то первый, наиболее очевидный путь — увеличение глубины резкости уменьшением диафрагмы. Способ достаточно эффективный, если говорить о специализированных макрообъективах — они всегда имеют увеличенную шкалу диафрагм, до F32 или даже F44. Но за любой пряник нужно расплачиваться — малая диафрагма приводит к увеличению выдержки. А выдержка в макросъемке также нужна как можно более короткая, ведь при съемке с близкого расстояния угловая скорость движущихся объектов очень велика, даже при медленном их перемещении. Совершенно неподвижными объекты съемки могут быть лишь в студии, а в природе — насекомые ползут, растения качаются от ветра, фотоаппарат смещается в руках.

Чтобы можно было достаточно свободно оперировать выдержкой и диафрагмой, выставляя подходящие для сюжета значения, нужно в первую очередь обеспечить нормальный съемочный свет. Прямое солнечное освещение — яркое, но очень жесткое — почти непригодно для съемки. Свет облачного неба хорош, отлично прорабатывет покровы насекомых — даже блестящих, которых на солнце снимать бесполезно, но яркость его слишком мала для комфортной съемки. Поэтому желательно пользоваться подсветкой. Простейший отражатель для подсветки теней уже существенно улучшает снимок, а дополнительное использование света вспышки позволяет снимать с комфортом. Но помните: прямой свет «в лоб» лишь портит снимок, подсветка должна быть мягкой и ненавязчивой. Очень важно следить за степенью подсветки — правильно подобранный свет отделяет объект от фона, но оставляет фон видимым, не «проваливает» его. Хотя здесь уже все зависит от желания и вкуса автора — некоторые снимки очень удачно смотрятся на полностью черном фоне, лишь бы сам объект выглядел естественно.

В качестве подсветки можно использовать обычную вспышку с рассеивателем, желательно установленную на кронштейне рядом с фотоаппаратом. Можно создавать системы из двух вспышек — это позволит более гибко работать со светом, вот только система при этом получается очень громоздкая. Впрочем, комбинация специальной кольцевой макровспышки с обычной вспышкой дает неплохой результат — кольцевая дает заполняющий свет, а рисовать кадр будет вторая вспышка. Важно при этом обеспечить качественный свет, без бликов, похожий на естественный.

Вспышка позволяет «остановить» кадр, исключает смазанность кадра из-за движения. Глубина резкости все равно достаточно мала, даже если мы прикроем диафрагму до значения 11–16, поэтому важно грамотно построить кадр. Как и в других жанрах, вовсе не обязательно, чтобы в кадре было резким абсолютно все — да в макросъемке это, как правило, и недостижимо.

Нужно, чтобы резкими были ключевые детали снимка, тогда и от снимка в целом будет ощущение резкости. Принципиально важно найти верное положение объекта в кадре — так, чтобы в ГРИП попало как можно больше существенных деталей. При этом законы композиции часто вступают в противоречие с необходимостью резкого изображения объекта… Приходится идти на компромиссы, когда более, когда менее удачные. Но без этого не обойтись — самая удачная композиция при нерезком главном объекте не выглядит привлекательно на фотографии, и наоборот.

Средства выразительности в макрофотографии

Качественный в техническом отношении снимок при макросъемке получить непросто, но сам по себе он еще не является художественной фотографией — в лучшем случае иллюстрацией к учебнику. Поэтому, чтобы получить выразительный снимок, используются те же изобразительные средства, что и в любом другом виде фотографии: светотеневой рисунок, интересный ракурс, грамотная композиция.

И как существенное дополнение, как изюминка в снимке — сюжет. Не так уж часто снимок удается сделать сюжетным, и если получается найти не просто объект, а объект в интересной ситуации, то снимок можно считать удавшимся. Итак, какие изобразительные средства и насколько эффективно можно применить в макрофотографии?

Перспектива

В пейзажной фотографии перспектива — важнейшее изобразительное средство. Линейная, тональная, воздушная перспектива позволяет сделать снимок объемным, подчеркнуть его глубину. В макрофотографии роль перспективы сводится к минимуму.

Воздушная и тональная перспектива на таких расстояниях отсутствует, линейная перспектива может играть какую-то роль на снимках общего плана, но из-за сильнейшего влияния глубины резкости ее роль почти не ощущается.

Ритм

Применение ритма (чередование повторяющихся элементов в снимке) может позволить получить эффектные, завораживающие кадры. Тем более что ритм в макросъемке — явление нередкое (банальный пример — роса в паутине), нужно лишь заметить его и суметь качественно построить снимок на его основе.

Равновесие

Хороший снимок должен быть уравновешенным. И следить надо сразу за несколькими видами равновесия — тональным, цветовым и сюжетным. Понятие сюжетного равновесия в макросъемке встречается нечасто. А вот тональное и цветовое равновесие нужно выдерживать всегда, и для начала его надо научиться видеть. На первых порах, пока вы не привыкнете схватывать общую тональность снимка, проще всего посмотреть на него, сильно прищурившись. Тогда пропадают детали, и снимок виден как набор размытых пятен. Так можно абстрагироваться от деталей и увидеть общую картину снимка. Уравновешенный снимок должен иметь примерно равную сумму тональностей справа и слева, сверху и снизу. При этом действует правило рычага: маленький черный объект уравновешивает большой серый. Все, сказанное про тональность, имеет отношение и к цвету. Правда, с цветом все сложнее — есть цвета совместимые и несовместимые, это может влиять на восприятие кадра. Впрочем, этот вопрос оставим пока в стороне и просто проследим, чтобы яркие цветовые пятна не нарушали равновесие снимка. Часто в макрофотографии применяют центральное расположение объекта на достаточно однородном фоне. В этом случае нет необходимости говорить о равновесии снимка. Но в случае более сложных вариантов композиции, особенно при включении нескольких объектов в кадр, а также при использовании активных элементов фона, за равновесием нужно тщательно следить.

Ракурс

Поскольку в макрофотографии чаще всего речь идет о снимке одного объекта, ключевую роль для эффектной подачи фотографии играет ракурс — выбор точки съемки объекта. Особенно важно это в связи с тем, что ракурс теснейшим образом переплетается с глубиной резкости и со светотеневым рисунком, что в совокупности и определяет характер получаемого снимка.

Новичок чаще всего снимает насекомого так, как он его увидел — прямо сверху. В большинстве случаев это неудачный, невыразительный и плоский вариант снимка. Чтобы показать модель во всей ее красе, точку съемки нужно искать, сдвигаясь вбок, вперед, выискивая наиболее эффектное положение модели в кадре. При этом приходится постоянно помнить про глубину резкости и свет. Смещая точку съемки, мы тем самым изменяем и положение плоскости резко изображаемего пространства, поэтому в выборе точки съемки мы ограничены теми ракурсами, при которых плоскость резкости пройдет через ключевые точки объекта съемки — через те точки, которые на снимке должны быть переданы резко. Поэтому при малой глубине резкости мы достаточно жестко привязаны к двум-трем ракурсам съемки, а при возрастании ГРИП можем выбирать ракурс более свободно.

Последний момент — свет и тень. Распределение их на снимке также зависит от точки съемки. Особенно актуально это в том случае, если система подсветки установлена на фотоаппарате — тогда при изменении точки съемки изменяется и освещение объекта съемки, распределение бликов и яркостей по площади кадра. Результат сочетания всех этих моментов — как легла ГРИП в данном ракурсе, как свет и тень распределились в кадре — можно полноценно увидеть только при просмотре уже сделанной фотографии на мониторе, поэтому при съемке нужно делать дубли, снимать с разных ракурсов, постоянно искать ту точку, с которой объект будет смотреться наиболее эффектно.

Момент съемки

Фотография — это движение. Движение, остановленное в неуловимо короткий момент времени. Поэтому, снимая динамичную сценку, очень важно выбрать момент времени для нажатия на спуск, чтобы движение продолжилось на снимке. Найдя интересный сюжет, не торопитесь уходить, сделав несколько снимков. Продолжайте наблюдать развитие сюжета через видоискатель, постоянно удерживая объект в кадре. Будьте готовы нажать спусковую кнопку в любой момент, как только увидите интересное развитие сюжета. Часто из таких моментов могут складываться целые секвенции, целые истории в картинках.

Сюжетность

Каким бы красивым ни был кадр сам по себе, больше внимания всегда привлекает фотография с сюжетом. Это понятно: если просто снять насекомое еще не слишком сложно, то наблюдать и фиксировать сюжеты с его участием гораздо труднее — уж слишком быстро все происходит. Конечно, чтобы увидеть, а тем более сфотографировать интересный момент, приходится проползти не один километр на коленях. Но зато какое удовольствие получаешь, сделав этот кадр и с гордостью демонстрируя его друзьям.

Два объекта в кадре

Один из вариантов сюжета — съемка двух и более объектов в одном кадре. Снимок с двумя персонажами всегда имеет определенную внутреннюю динамику. Даже если они никак не взаимодействуют между собой, все равно подобный снимок интересен — зритель сам невольно придумывает сюжет и додумывает его продолжение. Конечно, настоящий сюжетный снимок интереснее и ценнее, но и такой вариант неплох.

Сверхувеличение

Снимки с большим и очень большим увеличением интересны уже сами по себе — зрителя привлекает в них то, что он никогда не видел ранее. В таких снимках раскрывается сама суть макрофотографии, цель и смысл ее. Тут зритель готов простить небольшие огрехи в исполнении за то, что ему дали увидеть фрагмент этого необычайного мира. Если же снимок при большом масштабе еще и грамотно выполнен с фотографической точки зрения, успех ему обеспечен.

Фон

Фон является неотъемлемой частью фотографии, наряду с объектами съемки. В макрофотографии из-за малой глубины резкости роль фона становится второстепенной, и почти не возникает проблем с отделением объекта от фона. Тем не менее не следует забывать о его существовании: именно фон во многом определяет сбалансированность фотографии, тональную и цветовую уравновешенность снимка. При съемке со вспышкой фон нередко уходит в глухую черноту.

Это позволяет получит эффектный снимок, сконцентрировав все внимание на объекте съемки. Но не стоит злоупотреблять этим приемом, поскольку он обедняет снимок. То же самое относится к любому другому однородному фону — серый (облачное небо) или синий (безоблачное небо). Но иногда, в зависимости от сюжета, применение подобного фона позволяет получить эффектный снимок, полностью сосредоточившись лишь на компоновке кадра.

Композиция

Ну и напоследок оставлен наиболее обширный и сложный вопрос — композиция кадра. В принципе, отдельные вопросы компоновки кадра мы уже упомянули раньше. Ракурс, ритм, перспектива, цветовой и тональный рисунок — это все элементы композиции. Задача компоновки снимка — так расположить объекты в кадре, чтобы они образовали законченное произведение. Вопрос композиции очень сложен, здесь я в лучшем случае смогу лишь вскользь затронуть пару ключевых моментов. Обязательно нужно изучать законы композиции и применимость их в фотографии — например, по ставшей уже классикой книге Л. П. Дыко «Основы композиции в фотографии». Есть несколько наиболее распространенных композиционных схем, использование которых позволяет достичь хорошего результата в большинстве случаев. Основой всех композиционных построений является золотое сечение (оно же — правило третей). Если упрощенно: кадр делится на три почти равные части по вертикали и горизонтали, и пересечение этих линий — 4 точки золотого сечения — всегда привлекают к себе взгляд. Если ключевой элемент фотографии находится в точке золотого сечения, это повышает выразительность снимка. Следующий очень важный момент — композиция фотографии должна удерживать взгляд внутри снимка. Композиция может быть открытой или замкнутой; какую схему вы используете в своем снимке, как построите композицию кадра, пользуясь книжными канонами или своей интуицией, не важно. Лишь бы взгляд легко удерживался в пределах кадра, не уходил за край. Если для рассматривания картинки требуется напряжение — композиция неудачна. Наиболее распространен и часто используется принцип композиционного треугольника — когда на снимке присутствуют три ключе вые точки, или важные опорные линии, расположенные треугольником. Такому композиционному построению проще всего удержать взгляд внутри снимка.

Текст и все фото - Владимир БЛИНОВ


Источник: http://digicam.ru/
Категория: Разное | Добавил: MIKA (08.03.2009) | Автор: Владимир БЛИНОВ
Просмотров: 586
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]