Форма входа

Поиск по сайту

Категории

История Фотографии [9]
Разное [48]
Фототехника [9]
Мастера Фотографии [7]
Фототеория [4]

Помощь сайту


Проверить аттестат

WME894653087232
WMZ136088046748
WMR221509450814

Amazon

Mini chat

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Четверг, 23.11.2017, 21:41
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

ART БИБЛИОТЕКА

СТАТЬИ

Главная » Статьи » Статьи по Фотографии » Разное

ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ "ЗАКОНОВ КОМПОЗИЦИИ" или ДЕЖА ВЮ



Белка в Дозоре
****

Группа: Super Модератор
Сообщений: 677
Регистрация: 8.2.2008
Из: Киев
Пользователь №: 393
Спасибо сказали: 308 раз(а)






Начитавшись на форуме и Нонстопе сайта www.photographer.ru комментариев о пользе владения «законами композиции», необходимости их неукоснительного выполнения, исключительно сознательного отступления от них, и рекомендаций авторам по улучшению их произведений, а также о пользе и необходимости художественного образования, я решил восполнить свой пробел в этой загадочной области.


Для начала изучил материалы на фотосайтах: www.fotodelo.ru, www.foto.ru и др. Все они, в той или иной форме, содержали примерно одинаковую информацию о «золотом сечении», делении пространства на треугольники и 9 частей, диагонали из левого угла в правый и необходимости уравновешивания. Часть статей была неплохо иллюстрирована фотографиями, специально сделанными для этого случая. Но, в целом, все это напоминало шаманский рецепт приготовления приворотного зелья и, несмотря на пространные пояснения, ничего не объясняло и, в общем, не содержало чего-либо нового. Другие разделы не только не добавляли ясности, но, что очень странно, даже и не использовали полученные нами волшебные средства.

Действительно, а что еще можно ожидать от научно-популярной литературы, кроме описания общих понятий. Да чтобы разгадать тайну «кода да Винчи» надо только взять материалы посложнее, посмотреть книги и сайты по живописи, учебники для вузов, наконец.

Материалы посложнее обогатили наш ищущий разум ню, с изображением хорошо сложенного мужика, вписанного в окружность, сведениями из теории числовых рядов, числами Фибоначчи, нехитрым алгебраическим выражением a/b=b/c, где a<b<c. А также магическим числом 0,61803, лежащим в основе всей как живой, так и неживой природы, и известное, не только Пифагору, но уже и древним египтянам.1

Все это я увидел далеко не первый раз, но, признаться, не ожидал, что все настолько глубоко и так запущено. Ну, надо же, еще науки-то толком не существует, золото из ртути варят, философский камень ищут, а гармония уже поверена алгеброй и геометрия прекрасного уже давно и хорошо изучена. Кстати, вспомним о распространении нумерологии в те века, когда числам и их производным приписывались магические свойства.2 А точности психофизиологических исследований остается только удивляться – до 5 знака. Современным психологам такое и не снилось.

Однако вернемся к основной теме. Далее по тексту следовали все те же треугольники, диагонали и пр. Впрочем, далее выяснилось, что композиции могут быть выражены спиралями, треугольниками, звездами и др. геометрическими фигурами, а «золотых сечений» вовсе не одно, а целое множество.

И где-то в этом месте меня посетило ощущение дежа вю – где-то я это уже, читал, а сама манера изложения и подходы к вопросу были очень хорошо знакомы.

Но изучение теории грозило затянуться на неопределенный срок, а мне не терпелось перейти к практическим рекомендациям, основанным на анализе произведений великих художников.

Я увидел перед собой репродукции работ да Винчи, Рафаэля, Дюрера, Дали и еще нескольких полотен художников конца 19-го – начала 20-го века, густо расчерченных треугольниками, спиралями, диагоналями и прочими атрибутами технического анализа, очень схожего с применяемым при игре на бирже3 . Последовавшие описания только усилили это впечатление – они очень напоминали отчеты биржевого аналитика.

Так вот оно, мое дежа вю. Вот что мне все это напоминало с самого начала – биржевой анализ. Вначале вам на мало внятном языке рассказывают о неких индикаторах рынка, перемежая для убедительности все это начальными сведениями по мат. статистике и ссылками на авторитеты, о которых никто никогда не слышал. Далее сообщают, что при достижении индикаторами некоторых значений акции будут расти (падать). Далее на конкретных примерах из прошлой жизни показывают, как это все хорошо работает. Далее вы попадаете на деньги. И вам тоже хорошо объясняют, почему, на сей раз, это не сработало. И т.д., пока ваши деньги не кончатся.

С композицией все то же самое. Вы строите кадр, и у вас, скорее всего, ничего не получается. И вам также очень хорошо объясняют, почему именно, исходя из тех же «законов» композиции.

Узнаете брата Колю? Еще нет. Тогда вернемся к «золотому сечению», которое, как известно – «очень широко распространено в природе, наиболее приятно для восприятия и является основой многих великих произведений искусства». В качестве примера приведу репродукцию, композиция которой основана на «золотых треугольниках» – Рис.1.


РИС.1

Здесь хоть что-то просматривается? Я, скажем, не вижу между Моной Лизой и этими построениями никакой связи. Интересно, знал ли о них да Винчи? А вот то, что Рафаэль, делая эскиз «Избиения младенцев» (Рис.2), не подозревал ни о каких спиральных композициях и они являются домыслом поклонников «золотого сечения» - это факт.


РИС.2

Другие репродукции не привожу, так как авторы композиционных построений явно пытались подогнать их под свои теории2 .

Обратимся к трудам серьезных исследователей творчества художников, например Джорджо Вазари. Уж в 16 веке такой широко образованный человек (архитектор, скульптор, художник, писатель, историк искусства) должен был хоть что-нибудь написать об использовании всяких сечений. Однако в биографиях да Винчи, Микельанджело, Рафаэля о золотом сечении нет ни слова. Похоже, Вазари эта тема вообще не интересует.

Сальвадор Дали, широко применявший «золотое сечение» в своих произведениях, также не упомянул о них в своих книгах «Дневник гения» и «Моя тайная жизнь».

Странно, учитывая особую любовь авторов композиционных построений к полотнам именно этих художников. Откуда им известны такие подробности о творческих поисках авторов, остается загадкой.

Теперь о природе, где «золотое сечение» часто встречается. Думаю ±10% неплохая точность. Теперь возьмем произвольные отрезки от 0 до 1 случайной длины и вспомним, что таких отрезков-то 2 - 0,61803 и 0,38197. Тогда «золотому сечению» соответствует 40% всех отрезков. А если взять точность ±15%, то и все 60%. Ну уж если в случайной последовательности такое совпадение, то о природе и говорить не приходится. Все зависит от того, как мерить.

А какую точность построений брать для произведений искусства? Судя по расчерченным репродукциям и примерам фотографий, ±15% самое оно. Очевидно, что с такой точностью измерений можно обосновать или опровергнуть все что угодно. Так, из математики известно, что любое множество точек на плоскости может быть описано с необходимой точностью при помощи конечного количества простых функций путем подбора их параметров. Причем сделано это может быть множеством способов. Этот процесс называется аппроксимацией. Скажем изображение Моны Лизы, чтобы оно было узнаваемым, достаточно описать всего несколькими синусоидами. Но можно и другими функциями. Ну а композиционных построений к уже готовому произведению, особенно без ведома автора, можно придумать сколько угодно и привязать их практически к любой теории.

Во всяком случае, обоснования и построения апологетов «золотого сечения» для людей, знакомых с естественными науками и их методологией, в наше время выглядят достаточно наивно.

Теперь немного о диагонали из левого верхнего угла в правый нижний и легенде о том, что при рассматривании картины взгляд движется по направлению этой диагонали.

В 70 – 80-х годах были проведены аппаратные исследования движения взгляда при рассматривании различных картинок. Так вот, взгляд вначале концентрируется в центре картинки и затем, перемещается по сюжетно наиболее значимым областям изображения, переходя постепенно ко всё более мелким деталям. При этом движения взгляда выглядит достаточно хаотично. И индивидуально.
И здесь что-то опять не сходится.

Таким образом, рассмотренные в этой статье положения «теории» композиции скорее представляют исторический и, возможно, дидактический интерес и вряд ли могут иметь большую практическую ценность. И все это больше напоминает распространенное устоявшееся убеждение, подобное кочующему из одной книги в другую утверждению, что днем из глубокого колодца на небе можно увидеть звезды.

В порядке дежа вю из области биржевой торговли:
«Нет сомнений, что некоторые системы и методы, все же работают, какой-то период времени. Но как только их энтузиасты готовы доверить существенные средства системе, которая в прошлом работала лучше других, она перестает работать. Обычно такую систему сначала предлагают очень богатым инвесторам за десятки тысяч долларов. Затем тем, кто достаточно богат, чтобы тратить свое время и деньги на семинары, где автор или его последователи разъясняют метод. На заключительной стадии жизненного цикла система рекламируется в журналах ценой 2$.

Смотрите, как поступают сторонники системы и поступайте наоборот».4
Не то же ли самое и в искусстве? Передовые направления и методы, некогда вызывавшие восхищение публики, постепенно превращаются в штамп, продающийся на каждом углу, и на который, проходя мимо, мало кто взглянет.

Дополнение.
Когда статья была уже почти закончена, мне случайно, на очень непродолжительное время, попали в руки две хорошо написанные книги о фотографии. Учебник фотографии для ВУЗов и монография по фотосъемке архитектуры. В каждой из книг имеются большие разделы, посвященные композиции. Не нашел я там ничего, что рекомендовало бы нам делить кадр на квадраты и треугольники в соответствии с «золотым» или каким либо другим сечением.
К сожалению, я не имел возможности записать фамилии авторов. В продаже этих книг я также пока не нашел. Будем искать.

___________

1. О числах Фибоначчи (http://stock.narod.ru/fibo.htm) .

2. В 80-е, начале 90-х годов на телевидении время от времени появлялась женщина, доктор наук. Она на основе измерения расстояний между точками барельефа, подаренного Екатерине I(II) уральскими мастерами, и нехитрых арифметических операций с ними вывела все известные и неизвестные в 18 веке физические и пр. константы, а также расстояния между известными и неизвестными планетами. Как говорится в одном мультфильме - «что-то на что-то всегда похоже».

3. Вкратце, тех. анализ на основе статистики стоимости ценных бумаг (ЦБ) и рисования линий трендов и линий множества других индикаторов за предыдущий период пытается предсказать дальнейшее поведение стоимости ЦБ. К сожалению не нашел ничего компактного, но ресурсов по этому вопросу в Инете много.

4. В.Нидерхоффер, Л.Кеннер Практика биржевых спекуляций. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. с.178. Цитата сокращена без изменения смысла.

2006 © Юрий Асауленко

Категория: Разное | Добавил: MIKA (11.03.2009) | Автор: Юрий Асауленко
Просмотров: 589
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]