- 1908 Шотландец Алан Арчибальд Кэмпбел
Свинтон (Alan Archibald Campbell Swinton) печатает в журнале Nature
статью, в которой описывает электронное устройство для регистрации
изображения на электронно-лучевой трубке. В дальнейшем эта технология
легла в основу телевидения.
- 1969 Исследователи из Bell
Laboratories - Уиллард Бойл (Willard Boyle) и Джордж Смит (George
Smith) сформулировали идею прибора с зарядовой связью (ПЗС) для
регистрации изображений.
- 1970 Ученые из Bell Labs создали прототип электронной видеокамеры на основе ПЗС. Первый ПЗС содержал всего семь МОП-элементов.
- 1972 Компания Texas Instruments
запатентовала устройство под названием «Полностью электронное
устройство для записи и последующего воспроизведения неподвижных
изображений». В качестве чувствительного элемента в нем использовалась
ПЗС-матрица, изображения хранились на магнитной ленте, а
воспроизведение происходило через телевизор. Данный патент практически
полностью описывал структуру цифровой камеры, несмотря на то, что сама
камера фактически была аналоговой.
- 1973 Компания Fairchild (одна
из легенд полупроводниковой индустрии) начала промышленный выпуск
ПЗС-матриц. Они были чёрно-белыми и имели разрешение всего 100х100
пикселей. В 1974 при помощи такой ПЗС-матрицы и телескопа была получена
первая астрономическая электронная фотография. В том же году Гил Амелио
(Gil Amelio), также работавший в Bell Labs, разработал техпроцесс
производства ПЗС-матриц на стандартном полупроводниковом оборудовании.
После этого их распространение пошло намного быстрее.
- 1975 Инженер Стив Сассон (Steve
J. Sasson) работавший в компании Kodak сделал первую работающую камеру
на ПЗС-матрице производства Fairchild. Камера весила почти три
килограмма и позволяла записывать снимки размером 100x100 пикселей на
магнитную кассету (один кадр записывался 23 секунды).
- 1976 Fairchild выпускает первую
коммерческую электронную камеру MV-101, которая была использована на
конвейере Procter&Gamble для контроля качества продукции. Это уже
была первая, полностью цифровая камера, передававшая изображение в
миникомпьютер DEC PDP-8/E по специальному параллельному интерфейсу
- 1980 Sony представила на рынок первую цветную видеокамеру на основе ПЗС-матрицы (до этого все камеры были чёрно-белыми).
- 1981 Sony выпускает камеру Mavica
(сокращение от Magnetic Video Camera), с которой и принято отсчитывать
историю современной цифровой фотографии. Mavica была полноценной
зеркальной камерой со сменными объективами и имела разрешение 570×490
пикселей (0,28 Мп) Она записывала отдельные кадры в формате NTSC и
поэтому официально она называлась «статической видеокамерой» (Still
video camera). Технически, Mavica была продолжением линейки
телевизионных камер Sony на основе ПЗС-матриц. Во многом, появление
Mavica было переворотом, аналогичным изобретению химического
фотопроцесса в начале 19-го века. На смену громоздким телекамерам с
электронно-лучевыми трубками пришло компактное устройство на основе
твердотельного ПЗС-сенсора. Полученные на ПЗС-матрице изображения
сохранялись на специальном гибком магнитном диске в аналоговом
видеоформате NTSC. Диск был похож на современную дискету, но имел
размер 2 дюйма. На него можно было записать до 50 кадров, а также
звуковые комментарии. Диск был перезаписываемый и назывался Video
Floppy и Mavipak. Примерно в то же время в канадском университете
Калгари была разработана первая полностью цифровая камера под названием
All-Sky camera. Она предназначалась для научной фотосъемки, была
сделана на основе ПЗС-матрицы Fairchild и выдавала данные в цифровом
формате.
- 1984-1986 По примеру Sony,
компании Canon, Nikon, Asahi также начали выпуск электронных видео- и
фотокамер. Камеры были аналоговыми, стоили очень дорого и имели
разрешение 0,3–0,5 мегапикселей. Картинки в формате видеосигнала
писались на магнитные носители (как правило, дискеты). В этом же году
Kodak ввёл в обиход термин «мегапиксель», создав промышленный образец
CCD-сенсора с разрешением 1,4 Мп.
- 1988 Компания Fuji, которой и
принадлежит право первенства в производстве полноценной цифровой
видео-фотокамеры, совместно с Toshiba выпустила камеру Fuji DS-1P,
основанную на ПЗС-матрице с разрешением в 0,4 Мп. DS-1P также стала
первой камерой, записывавшей изображение в формате NTSC не на магнитный
диск, а на сменную карту памяти статического ОЗУ (Static RAM) со
встроенной для поддержания целостности данных батарейкой. В том же году
Apple совместно с Kodak выпускает первую программу для обработки
фотоизображений на компьютере — PhotoMac.
- 1990 Появилась уже полностью
цифровая, коммерческая камера – Dycam Model 1, более известная под как
Logitech FotoMan FM-1. Камера была чёрно-белая (256 градаций серого),
имела разрешение 376x240 пикселов и 1 мегабайт встроенной оперативной
памяти для хранения 32 снимков, встроенную вспышку и возможность
подключить камеру к компьютеру.
- 1991 Kodak, совместно с Nikon,
выпускает профессиональный зеркальный цифровой фотоаппарат Kodak DSC100
на основе камеры Nikon F3. Запись происходила на жесткий диск,
находящийся в отдельном блоке, весившем около 5 кг.
- 1994 Apple совершает настоящий
маркетинговый прорыв, выпустив Apple QuickTake 100. Фотокамера была
выпущена в корпусе, напоминавшем бинокль (популярная в те годы форма
для видео-фотокамер) и позволяла хранить во внутренней Flash-памяти
восемь снимков размером 640×480 (0,3 Мп) или тридцать два снимка с
половинным разрешением 320×200. Подключалась камера к компьютеру с
помощью последовательного порта, питалась от трёх батареек формата AA и
стоила меньше восьмисот долларов.
- 1994 На рынке появились первые Flash-карты форматов Compact Flash и SmartMedia, объёмом от 2 до 24 Мбайт.
- 1995 Выпущены первые
потребительские фотоаппараты Apple QuickTake 150, Kodak DC40, Casio
QV-11 (первая цифровая фотокамера с LCD-дисплеем и первая же — с
поворотным объективом), Sony Cyber-Shot. Началась гонка за снижение
цены и приближение качества цифровой фотографии к качеству плёнки.
- 1996 Приход на рынок компании
Olympus, не только с новыми моделями, но и с концепцией комплексного
подхода к цифровому фото, основанной на создании локальной
пользовательской инфраструктуры: камера + принтер + сканер +
персональное хранилище фотоинформации.
- 1996 Fuji представила первый
цифровой минилаб. Технология нового устройства была гибридной – она
сочетала в себе лазерные, цифровые и химические процессы. В дальнейшем
к производству цифровых минилабов подключились и другие компании, в
частности, Noritsu и Konica.
- 1997 Преодолён символический
рубеж в 1 мегапиксель: в начале года выходит камера FujiFilm DS-300 c
1,2-мегапиксельной матрицей, в середине — зеркальная (на основе
светоразделяющей призмы) однообъективная камера Olympus C-1400 XL (1,4
мегапиксела).
- 2000 Выпуск камеры Contax N Digital первой полнокадровой (24х36 мм) камеры с разрешением 6 Мп.
- 2000-2002 Цифровые камеры становятся доступными для массового потребителя.
- 2002 Sigma выпускает камеру SD9 c трехслойной матрицей Foveon.
- 2003 Начало выпуска Canon EOS
300D – первой доступной по цене широкому кругу фотографов зеркальной
цифровой фотокамеры со сменными объективами. Благодаря этому факту, а
также выпуску аналогичных камер другими производителями, произошло
массовое вытеснение плёнки не только из среды непритязательных
любителей и профессионалов, но и среди «продвинутых» любителей, до
этого относившихся к цифровой фотографии довольно прохладно.
- 2003 Компаниями Olympus, Kodak
и FujiFilm представлен стандарт 4:3, направленный на стандартизацию
цифровых зеркальных камер и выпущена фотокамера Olympus Е-1 под этот
стандарт.
- 2005 Начало выпуска Canon EOS
5D – первой доступной по цене (цена менее $3000) камеры с полнокадровым
сенсором с разрешением 12.7 Мп
Вследствие совершившейся цифровой миниреволюции особенно выиграли
японские компании, в отличие от осторожных «американцев». В частности,
Sony и Canon сегодня считаются признанными лидерами рынка, а компания
Kodak, являясь одним из ведущих разработчиков технологий для цифровой
фотографии, рынок любительской цифровой фототехники практически
потеряла. История эта не завершена, она активно продолжается в
настоящее время.
Источник — wikipedia.org
|