Композиция при съемке в ночное время
Существует множество рекомендаций по технике фотографирования ночью.
Обобщая их можно получить следующий ряд: съемка в нужное время,
использование штатива, длительные выдержки и т.д. Однако учет состава и
характера искусственного освещения не менее важен в данном виде съемки.
При уличной съемке днем, сцена, как правило, освещена естественным
освещением. Свет, в силу своей природы, отражаясь от различных
поверхностей, попадает даже в «теневые» участки, облегчая жизнь
фотографу. Вполне естественно, что большинство фото-сессий проводится в
течение дня.
Однако многие задумываются о получении действительно качественных
снимков в ночное время. Искусственное освещение, например, создает
сюрреалистические ландшафты, которые днем выглядят довольно обыденно.
Причем каждый раз различное освещение будет создавать разную атмосферу
и настроение в кадре.
Понимание искусственного освещения
Одна из
основных особенностей, которую нужно учитывать при съемке в ночное
время, состоит в том, что свет направлен «извне» объектов. То есть,
если днем солнечный свет освещает объект, например витрину магазина, то
ночью уже витрина является источником рассеянного света. При наличии в
кадре ламп накаливания или ламп дневного света, необходимо учитывать
как их свет будет влиять на сцену. При попадании источника света в
кадр, возможно появление оптических бликов и часть кадра будет
«засвечена». Нужно оценивать необходимость использования того или иного
источника света и, при необходимости, пользоваться светоотражающими
абажурами или менять угол съемки. При анализе кадра необходимо также
учитывать, как материалы отражают свет: надо понимать, что
металлические или зеркальные поверхности могут бликовать, особенно при
использовании вспышки.
Прежде чем нажать на «спуск», продумайте кадр с точки зрения света –
мысленно оцените тип источника, направление освещения, характеристики
материалов. Попытайтесь прогнозировать результат. Не забывайте об
атмосфере – частички пыли или капли воды, при съемке со вспышкой, также
могут испортить кадр.
Размещение источников искусственного освещения
При длинных выдержках, в кадре свет проявится засвеченной областью, а в
случае движения, например автомобильные фары, будет засвеченной
световой полосой. С этим фактом придется смириться, однако Вы можете
оценить их положение в кадре и использовать это в качестве
художественного приема.
При съемке глубокой ночью, небо абсолютно черное. В
реальной жизни, в восприятии задействовано не только то, что мы видим,
но и то, что чувствуем. При взгляде в черноту неба, подсознание дает
ощущение глубины и пространства. При взгляде на фотографию, ощущение
глубины ночного неба теряется, и оно представляется, за исключением
редких случаев, просто черной областью в кадре, не несущей информации.
Если нет возможности включить в кадр ночное небо, полное звёзд, то
лучше не включать его вообще. Сосредоточьтесь на информативных
элементах кадра.
Цвета ночи
С цветом чаще всего можно
встретиться в случае, если в кадре расположено множество различных
источников света. Надо учитывать, что лампы дневного света, как
правило, вносят в кадр оттенки голубого или зеленого цветов.
Вольфрамовые лампы – теплые, желтоватые оттенки. Неоновые и
светодиодные светильники могут иметь множество цветов. Такого рода
условия освещения, безусловно, будут вносить хаос в определение баланса
белого вашей камерой. Однако это не так страшно. Пользуйтесь балансом
белого, как средством передачи атмосферы, настроения – цвет влияет на
восприятие.
Ночная фотография всегда была вызовом для фотографа! Помните, что Вы – художник. Не бойтесь ошибок - экспериментируйте.