Форма входа |
---|
Поиск по сайту |
---|
Категории | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
Помощь сайту |
---|
Amazon |
---|
Mini chat |
---|
Статистика |
---|
Главная » Статьи » Статьи по Фотографии » Разное |
Интерес художников человеческому лицу, пожалуй, вряд
ли когда-нибудь будет исчерпан, ведь история портрета насчитывает
тысячелетия. 1839-й - год изобретения светописи - оказался в этой
истории крутым поворотом, ведь именно с этого момента появилась
возможность изображать то, что видит глаз зрителя, самостоятельно, без
посредничества живописца. Из истории жанра В истории развития фотографии в целом, и фотопортрета в частности, с точки зрения раскрытия характера можно выделить 2 больших периода: студийная фотография, относящаяся в основном к XIX столетию, и репортажная, которая возникла уже на заре ХХ века. Причины очевидны: в XIX веке громоздкие камеры и низкочувствительные материалы не позволяли фотографам выйти за пределы студии. В результате появлялись величественные, хотя и несколько статичные портреты, откровенно ориентирующиеся на эстетику изобразительного искусства. Изобретение портативных камер, появление высокочувствительных фотоматериалов в конце XIX века повлекли за собой решительные перемены в портретном жанре. Динамика подлинной жизни, пришедшая в репортажный портрет, повлекла за собой смещение акцентов в раскрытии человеческого характера. Если в станковом портрете характер раскрывался в основном через лицо (и в гораздо меньшей степени через жест, позу, одежду, антураж студии), то в репортажном - через все многообразие происходящего на снимке. Первые фотостудии Знаковые имена
фото: Надар. Сара Бернар, 1865. Джулия Маргарет Камерон (Julia Margaret Cameron, 1815–1879) в своих работах стремилась к передаче внутреннего облика человека средствами светописи. Фотографии, сделанные Камерон, воссоздают легенды о короле Артуре, мифы, живопись Рафаэля. Она стала предтечей крупного творческого направления, возникшего уже после ее смерти и распространившегося во всем мире на рубеже веков.
фото: Джулия Маргарет Камерон. Эхо. 1868. В ХХ веке развитие жанра происходило волнообразно. Толчком к появлению новых художественных форм были как технические новшества, которые давали фотографам больше свободы при съемке, так и творчество отдельных фотографов, которые задавали новые способы видения. Стиглиц, Ман Рей, Зандер, Аведон, Родченко, Арбус - они и многие другие возвели фотографию в ранг искусства. Стиглиц (Alfred Stieglitz, 1864–1910) никогда не останавливался на достигнутом. Это было принципом его жизни, поэтому он часто менял технику исполнения портрета. Возможно, именно по этой причине его творчество оставалось актуальным на протяжении всей его жизни.
фото: Альфред Стиглиц. Джорджия О’Киф. 1918. Ман Рей (Man Ray, 1890–1976) относился к искусству как к игре, увлекался экспериментами в технике получения изображения. В создании портретов всегда ориентировался на золотое сечение, причем доводил это правило до идеала. Однако он был как раз тем фотографом, который сумел заставить классические правила зазвучать на новый лад. Зандер (Zander, 1876–1964) поставил одну из самых грандиозных задач в истории фотографии: создать фотографический портрет немецкого народа. В результате отснял все важнейшие социальные типы и всех знаменитостей своей эпохи. Творчество Ричарда Аведона (Richard Avedon, 1923–2004) ценно тем, что оно образует всеобъемлющий собирательный портрет деятелей искусства, моды, политической и экономической жизни начиная с 50-х годов. Александр Родченко (1891–1956) - революционер в области ракурсов. Научил фотографов «видеть иначе» и открыл новые возможности фотоизображения.
фото: Александр Родченко. Шофер. 1933.
фото: Александр Родченко. Пионерка. 1930. Персонажи снимков Дианы Арбус (Diane Arbus, 1923-1971) обладают такой яркой индивидуальностью, что их невозможно вместить в рамки определенной социальной роли. Можно сказать, что это были странные люди, не вписывающиеся в общие стандарты. Она ценила психологизм больше точности и личное -- больше общественного.
фото: Диана Арбус. Карлик-мексиканец в гостиничном номере. 1970.
фото: Диана Арбус. Молодой человек с бигуди у себя дома на 20-й стрит. Нью-Йорк. Фото © The Estate of Diane Arbus Возможно, благодаря творчеству этих художников, а может быть, потому, что портрет и сегодня остается самым востребованным жанром (поэтому привлекает львиную долю творческих усилий фотографов), эксперименты по поиску новых форм и новых техник портрета продолжаются и в наше время. При всем том, что живы и здравствуют классические портретные формы, портрет использует средства и предметной, и пейзажной, и абстрактной фотографии, способствуя взаимопроникновению и размытию границ этих жанров. Свою роль играет и растущая доступность фотографии, и современное состояние культуры -- мы живем в эпоху создания новых форм на основе старых. Но искусствоведы отмечают, что тенденция к отказу от жанровой чистоты портрета, зародившаяся более века назад, и сейчас продолжает определять его развитие. Как это часто бывает в искусстве, зарождение новой формы вовсе не обязательно означает конец старой. Студийный портрет и портрет репортажный (а вместе с ним и жанровый) -- это не только два этапа в развитии жанра, но и разновидности его, бытующие и по сей день. Каждый из них обладает своими достоинствами, находит свои пути к постижению характера человека. Модель может фиксироваться в фотостудии (студийный портрет), бытовой обстановке (жанровый портрет) или во время какого-нибудь события (репортажный портрет).
фото: Егор Войнов. Психологический портрет
фото: Алексей Павлюць. 1999. Очевидная
сложность передачи характера заключается в том, что человек всегда и
неизбежно реагирует на камеру. Стоит фотографу взять в руки аппарат,
как портретируемый мгновенно «закрывается», надевает маску,
инстинктивно следуя шаблонам, выработанным десятилетиями. Поэтому
усилия фотографа должны быть направлены на то, чтобы в диалоге с
моделью проявился ее характер. Для этого, как говорил Картье-Брессон,
«камера должна проникнуть сквозь одежды портретируемого», раскрыть
неожиданные черты в персонаже. «Как фотограф я допускаю, что существует
нечто такое, как характер, и что выражение лица иногда его открывает. Я
стараюсь добиться, прежде всего беседой, чтобы фотографируемый забыл,
что он позирует, и в минуту правды проявил важный аспект своего
характера. Многое я оставляю на волю случая, многое на волю разговора»,
- признавался Ф. Холсман.
фото: Михаил Левит. Как
это ни парадоксально, но очень часто, фотографируя других, фотографы
отражают себя. В результате в цикле портретов совершенно разных людей
явно угадывается одно и то же лицо - лицо самого фотографа, своего рода
психологический автопортрет. Объяснений этого явления немало - это и
сильное «авторское начало», и неизбежная субъективность фотографа, а
иногда, возможно, даже и его ограниченность. Личный, субъективный
взгляд - основа любого творчества. Однако порой он приводит к
навязыванию фотографом модели каких-то определенных поз, мимики,
настроения, другими словами - к вторжению в личное пространство модели
и подмене, заполнению его своим собственным. И это одна из главных
ловушек в портретной фотографии. Источник: http://digicam.ru | |
Категория: Разное | Добавил: MIKA (08.03.2009) | Автор: Анна ЛЕМЕШ | |
Просмотров: 1586 |