Анни Лейбовиц (Annie Leibovitz) является сегодня
одной из самых талантливых и уважаемых фотографов не только в Америке,
но и во всем мире. В течение своей карьеры она успела поработать в
самых разных жанрах фотоискусства – пейзаж, натюрморт, интерьерная
съемка, обнаженная натура, репортажные и жанровые зарисовки. Однако,
серьезную известность ей принесли, прежде всего, портретные работы, в
которых в наибольшей степени раскрылся ее талант фотохудожника. Ей
позировали знаменитые певцы и музыканты, крупные политики и
общественные деятели, писатели и художники. На протяжении своей
творческой деятельности Анни довольно редко давала интервью,
предпочитая оставаться не на виду у публики. Поэтому, несмотря на то,
что ее фотоработы знакомы практически всем, многие до сих пор
затрудняются ответить, какому же фотографу принадлежит авторство этих
снимков.
Анни Лейбовиц родилась
2 октября 1949 года в местечке Вестпорт в пригороде Уотербери (штат
Коннектикут, США). После окончания школы она поступила в Институт
искусств Сан-Франциско. Во время поездки в Японию после второго курса
она серьезно увлеклась фотоискусством, что заставило ее после
возвращения домой записаться на вечерние курсы фотографии. Уже будучи
на третьем курсе, она неожиданно бросила институт и уехала в Израиль.
Там она в течение полугода работала в археологической экспедиции на
раскопках дворца царя Соломона, жила в киббуце и попутно много
фотографировала. По ее собственным воспоминаниям именно в Израиле ей
впервые пришла мысль стать профессиональным фотографом. И после того,
как ей на глаза попались несколько номеров журнала «Rolling Stone» с
фотографиями музыкантов, Анни, наконец, поняла, чем хочет заниматься
всю оставшуюся жизнь.
Надо же было такому случится - в 1970
году Лейбовиц познакомилась с основателем и главным редактором журнала
«Rolling Stone» Дженом Уэннером. Всерьез заинтересовавшись ее работами,
он дал ей первое самостоятельное задание. Спустя всего несколько лет
она уже стала главным фотографом «Rolling Stone». Этот журнал в то
время являлся наиболее популярным в музыкальном мире, причем среди
музыкантов даже порой велось своеобразное соревнование за попадание на
обложку. Проявив себя как опытный и талантливый фотограф, Анни Лейбовиц
в течение тринадцати лет занималась съемками знаменитых актеров,
политиков и музыкантов для журнала «Rolling Stone». В 1970-х годах она
сделала множество снимков ставших впоследствии иконами музыкальной
фотографии. Ей позировали такие известные личности, как Боб Дилан, Боб
Марли, Патти Смит и множество других суперзвезд. В 1975 году она стала
официальным фотографом группы Rolling Stones во время их американского
турне.
По заданию журнала в декабре 1980 года
она фотографировала Джона Леннона и Йоко в связи с выходом альбома
«Double Fantasy». Сама съемка заняла много времени, поскольку
приходилось все время менять планы и начинать заново. Первоначально она
собиралась сфотографировать одного Джона, но он потребовал, чтобы
супруга была рядом. Затем Анни попросила их раздеться, но Йоко
категорически отказалась обнажаться ниже пояса. В результате она решила
оставить Йоко полностью одетой и попросила звездную пару лечь на диван,
еще не очень представляя, что хочет получить в конечном итоге. Они
вместе с интересом разглядывали первый получившийся снимок, и тогда
Джон Леннон сказал Анни: «Пообещай мне, что это будет на обложке». По
иронии судьбы, через пять часов после фотосессии, знаменитого на весь
мир музыканта не стало. Он был убит, а Анни Лейбовиц выполнила свое
обещание и ее фотография была напечатана на обложке «Rolling Stone». В
2005 году этот снимок был признан Американским обществом издателей
журналов лучшей журнальной обложкой за последние 40 лет. Интересно, что
второе место издатели присудили также работе Анни Лейбовиц – обложке
журнала Vanity Fair (за август 1991 года) с фотографией беременной
актрисы Деми Мур.
В «Vanity Fair», самый «звездный»
журнал, Анни перешла в 1983 году, а в начале 90-х открыла собственную
фотостудию в Нью-Йорке. В 1989 году знаменитой американской
писательнице Сьюзан Зонтаг потребовалась фотография для суперобложки
готовящийся к выходу книги «СПИД и его метафоры» («AIDS and Its
Metaphors») и она обратилась к Лейбовиц. Ее знакомство с Анни
обернулась для обеих долголетней дружбой. Сама Зонтаг живо
интересовалась фотоискусством, ее книга «О фотографии» («On
Photography»), вышедшая в 1977 году, даже получила престижную премию
Национального совета литературных критиков. Сьюзан Зонтаг оказала
серьезное влияние на творчество Анни Лейбовиц, по сути, став ее
партнером и дельным советчиком. Так, именно под влиянием Зонтаг Анни
отправилась в 1993 году в Сараево во время военных действий, где она
вскоре сделала свою известную фотографию «Велосипед мальчика убитого
снайпером» («Fallen Bicycle of Teenage Boy Just Killed by a Sniper»).
В соавторстве с Сюзанной Зонтаг Анни в
1999 году выпустила книгу «Женщины» («Women»), являющуюся портретом
представительницы прекрасного пола конца XX века. В этой уникальной
книге было собрано около двухсот фотографий женщин: учителя и солдаты,
космонавты и шахтеры, артисты и политики, дочки и матери, разных
национальностей, вероисповеданий и возрастов. Еще одна ее фотокнига -
«Жизнь фотографа: 1990-2005» («A Photographer’s Life: 1990-2005») –
стала своеобразным дневником, криком души и исповедью Анни Лейбовиц.
Больше половины снимков в этом фотоальбоме являются глубоко личными для
нее. Это и ее путешествия с Сьюзен Зонтаг, и рождение ее первого
ребенка, и фотографии свадьбы ее родителей и трагическая смерть Зонтаг
в декабре 2004 года.
Отличие Анни Лейбовиц
от других успешных фотографов заключается в том, что она использует
метод, который часто называют псевдо-репортажным. «Работая для «Rolling
Stone», я очень интересовалась журнализмом и полагала, что именно этим
я и занимаюсь, но это было не так. Для меня было более важным иметь
возможность выразить свою точку зрения. Поэтому я, в конце концов,
стала называться «Портретным фотографом». В портрете фотограф может
настаивать на своей точке зрения», – сказала она однажды в одном из
своих интервью. Таким образом, если большинство портретистов пытается
разговорить модель, вызвать те или иные эмоции, заставить забыть о
фотоаппарате, то для Анни Лейбовиц, никогда не обладавшей такой
способностью, главным стала необходимость найти определенную тему. Она
старается свести управление моделью к необходимому минимуму,
достаточному для того чтобы подчеркнуть найденную тему и отстоять свою
точку зрения, в остальном же пытаясь честно фиксировать
действительность. Такой подход к портретному фотоискусству находит как
своих приверженцев, так и противников. Многие критики считают, что
портретная съемка состоит, прежде всего, в необходимости фиксировать
человека, а не пытаться суммировать в одном изображении свое
представление о нем. Тем не менее, такой противоречивый подход к своей
работе не помешал Анни Лейбовиц стать одной из самых уважаемых и
известных фотографов современности, ведь она всегда умела превратить
фотографию в определенную историю, полноценный рассказ о внутреннем
мире человека, в который мы можем заглянуть благодаря фотокамере.
Источник: Fotokomok.ru - обзоры и тесты фототехники
Источник: http://www.fotonovosti.ru |