Форма входа |
---|
Поиск по сайту |
---|
Категории | |||||
---|---|---|---|---|---|
|
Помощь сайту |
---|
Amazon |
---|
Mini chat |
---|
Статистика |
---|
Главная » Статьи » Статьи по Фотографии » Разное |
Жан Белондрад: «Фотография должна рассказывать историю… » Осенний сезон выставок в Днепропетровске подарил ценителям искусства фотографии возможность увидеть самые прекрасные места родного города и всего мира в работах талантливых фотографов и фотолюбителей. Известный французский фотограф Жан Белондрад через серию фотоснимков «Синай. Путь Письма» поделился глубокими впечатлениями от своего визита на священную гору Синай в Египте. Горы – поистине лейтмотив жизни Жана Белондрада! Будущий фотограф родился в 1951 году в Пиренеях, где жили его родители. С раннего детства Жан мечтал стать или пилотом, или репортёром на войне – так поражали мальчика работы фоторепортеров, работающих на войне во Вьетнаме. Школа и Медицинский университет в Тулузе запомнились Жану трудностями с изучением точных наук – математики, физики, зато мальчик с удовольствием постигал греческий и латинский языки. На вопрос, когда он увлекся фотографией, Жан с улыбкой отвечает: «Как и все – в 14-15 лет». Когда умер его отец, Жан бросил университет и полностью посвятил себя любимому делу – фотографии. К сожалению во Франции еще не было достойних фотошкол или курсов, а потому Жан решил учиться в американской фотошколе на заочном отделении. Годы учёбы Белондрад вспоминает с восторгом: «Нам присылали в конвертах очень интересные задания. Например, нужно было сделать образную фотографию на тему религии. Потом – портрет во время избирательной кампании или же пейзаж для туристической рекламной книги». Многие принципы американской фотографии Жан использует в своей работе до сих пор. Во Франции же ему посчастливилось учиться у крупного французского фотографа Жана Дьезеда, который работал у Шарля де Голля. В 21 год Белондрад мечтал о репортажной съемке в горах, об уединении, его манил божественный греческий Олимп, но ранняя женитьба и рождение сына несколько скорректировали его фотографические планы. Нужно было содержать семью. Ради этого, в 1974 году, Белондрад открыл в Тулузе собственное фотоателье по выполнению заказов для глянцевых журналов, рекламы и промышленности. Впрочем, фотографу удавалось выкраивать время и для репортажей. Свой первый фоторепортаж Жан привез из Греции во время переворота «чёрных полковников» в 1972 году. Серии его снимков рассказывают также о маньчжурских крестьянах, нефтяниках из Аляски, о боливийских горах, одним словом, о том, где, по мнению Жана сохранилась «настоящая жизнь». Белондрад известен во всем мире благодаря своим работам, посвященным простым людям, которые живут в экстремальных условиях дикой природы. Такими были его репортажи «Золото отваги» — об австралийских старателях, «Ангелы-хранители Арктики» — о полярных исследователях, серия фотографий о последних ковбоях Дикого Запада и жителях австралийских глубинок. Белондрад снимал также документальные фильмы, один из самых известных - о тибетских беженцах (1988). В 50 лет, твердо убедившись, что «не нужно жертвовать всем ради денег», фотограф решил целиком и полностью заняться фотографией, которая более соответствовала бы его душевным порывам. Для начала он закрыл ателье и обосновался с семьей в небольшом селении на юге Франции в 10 км от Средиземного моря. Одним из поводов для того, чтобы уединиться, а затем активно заняться фоторепортажами, послужила, по предположению прессы, судьба близкого друга Белондрада – фоторепортера, который незадолго до своей преждевременной смерти некоторое пробыл в тяжёлом чеченском плену. Возможно, Жан решил продолжить дело своего товарища, только у Белондрада это будет уже не Чечня. Например, один из недавних остросоциальных репортажей Белондрада посвящён захвату двух сотен заложников в Перу (2005 год). И все же Жан немного необычный фоторепортер – напряженным сюжетам с мест военных действий он предпочитает для съемки места отдаленные, нетронутые цивилизацией, но наполненные особым философским духом. По этой причине Белондрад начал большое путешествие под условным названием «Дух места», чтобы прочувствовать атмосферу самих загадочных, нелюдимых и красивых мест на планете и выразить свои ощущения в фотографиях. Жан положил начало серии снимков «Дух места» еще 30 лет назад, посетив обожаемую Грецию. Логичным продолжением серии Белондрад посчитал посещение Малазии и Перу и, наконец, настало время Египта, где фоторепортер побывал зимой два года назад. Десять дней понадобилось Белондраду для того, чтобы пройти путь легендарного Моисея от египетской Гизы к Синаю и запечатлеть достопримечательности, овеянные таинственными библейскими историями, которые находят отклик у всех представителей христианского мира: гора Хореб, до сих пор хранящая память о Боге, который в виде тернового куста впервые явился Моисею, после его тяжелых 50-дневных хождений; небольшой источник, который появился в этой пустынной местности после того, как Моисей ударил своим чудесным жезлом; оазис Фейран – место, где ожидали Моисея его верные спутники; Екатерининский святой монастырь, воздвигнутый императором Юстинианом между 527 и 547 годом. Но главной целью Белондрада был все же Синай – здесь Моисей провёл те самые 40 суток в посте и моленьях, здесь же получил 10 заповедей, которые стали основой Библии. Путь письма… Жан Белондрад проходил этот путь не спеша, изучая все горные рельефы, встречающиеся на пути, словно искал что-то особенное в каждом уступе, утесе, впадине… Однажды утром, ночуя прямо на Синае, Жан проснулся очень рано – солнце только начинало всходить. Он вдруг заметил как две скалы, соприкасаясь, образуют раскрытую книгу. «Это было настоящее прозрение» - признается фотограф. На своих снимках Белондраду удалось живо и ярко представить, на первый взгляд, скромную и бедную жизнь обитателей исторических мест, окружающих Синай. Это потомки древних строителей храма и часовен (они, кстати, почитают Коран), которых привез и заселил сюда еще император Юстиниан, православные монахи и бедуины, которые, как известно, очень враждебно относятся к представителям цивилизованного мира. Кроме того, фотограф встретил на своём пути греков, русских и украинцев – некоторые из них прямо на Синае продавали апельсины. «Я долго пытался найти там хотя бы одного француза», - признается Жан, - «как потом выяснилось, все французы в этих краях занимались дайвингом». Путешестивие по следам Моисея закончилось для Жана Белондрада очень символично, так как в итоге он оказался в Александрии, где на протяжении нескольких лет заново отстраивается Великая Александрийская библиотека, Жана поразил огромный фасад великого святилища книг, полностью исписанный всеми возможными системами языка на свете, особенно запомнились фотографу письменные послания на искусственном языке эскимосов-энуитов. На этом Путь Библии, или просто Книги (именно таков дословный перевод слова «Библия» с французского) для Жана Белондрада окончился и успешно дополнил белондрадовский фотопроект «Дух места», концепция которого предполагает 8 снимков из разных континентов, стран и местностей, в которых бывает Жан. Когда хороший друг Белондрада киевский фотограф Игорь Гайдай увидел в фотоальбоме, выпущенном в рамках этого проекта, снимки Египта, пропитанные историей, актуальной для людей практически всех вероисповеданий в мире, они поразили его. Гайдай обратился во Французкий культурный центр с просьбой помочь организовать выставку Белондрада в Киеве. Поэтому-то презентация синайских фотоэтюдов «Синай. Путь книги» состоялась не где–нибудь, а именно в столице Украины, а после – стараниями «Альянс Франсез» – и в Днепропетровске Жан Белондрад не скрывает своего особенно трепетного отношения к странам бывшего СССР. Впервые он посетил Украину в 1993 году и уже тогда отметил для себя три момента, которые его, как француза, искренне удивили: «Во-первых, у вас много пешеходов, то есть людей, которые ходят, а не ездят. Во-вторых, я увидел у вас много влюблённых. Недавно в Киеве видел пару, которая так причудливо обнималась, что я не мог их не сфотографировать. В-третьих, я был удивлён тем, как люди касаются друг друга, держатся за поручни в метро, как женщины поправляют волосы, держат своих детей….». Именно Украина стала следующей страной, которую Жан представит на снимках в рамках вышеупомянутого проекта. Белондрад отмечает, что жизнь в Украине сложна, но невероятно эмоциональна. Очень приятно, что Украину Жан представит в цвете, на время, изменив своей привычной черно-белой Leica M6 (кроме неё, у Белондрада есть ещё Contax G2 и Nikon D70). «Скорее всего, я назову новую серию снимков «Путь любви», и будет она немножко не такой, как большинство современных фоторепортажей – в ней будут преобладать лирические и светлые сюжеты…». Фотограф признаётся, что лучшие фотографии у него получаются, как правило, в первые дни пребывания в новом месте. Так было и с Синаем… Моментально ориентироваться на местности Жану помогают, конечно же, карты. Жан просто обожает их! И чаще всего путешествует совершенно один, так как, по его мнению, фотограф – профессия тишины и одиночества. Его мечта – «путешествия без возвращений», но, несмотря на желание ежедневно фиксировать окружающий мир во всех ипостасях, ракурсах, проявлениях, Жан все же всегда возвращается в родную деревушку, где его впечатления настаиваются словно вино. Они могут быть навеяны, например, природой, архитектурой, но чаще всего фоторепортера вдохновляют люди. В американской школе Белондрад усвоил правило: чтобы не было изображено на снимке, главное, чтобы на нём был намёк на жизнь, человека. «Фотография должна рассказывать историю» – подчёркивает Белондрад. Наверняка, таких историй Жан Белондрад поведает ещё великое множество. Текст © 2006 Анастасия АБАКУМЕНКО Фото © 2005–2006 Jean BELONDRADE Источник: http://deviceimage.com | |
Категория: Разное | Добавил: MIKA (08.03.2009) | Автор: Анастасия АБАКУМЕНКО | |
Просмотров: 1215 |