Определение: Автофокус
— устройство, наводящее оптическую систему объектива, на резкость
изображения в фокальной плоскости. Для обозначения автофокуса обычно
используется аббревиатура АF.
Принцип работы системы автофокуса
Автофокусировка объектива проводится за несколько шагов:
- измерение параметра (А), чувствительного к резкости изображения в фокальной плоскости и его вектора (B);
- генерация сигнала рассогласования системы автоматического регулирования автофокусировки;
- наведение оптической системы на резкость изображения в фокальной плоскости.
Обычно эти процессы происходят одновременно. Наведение оптической
системы на резкость выполняется электро- или ультразвуковым двигателем.
Параметр (А), чувствительный к резкости изображения в фокальной
плоскости, зависит от расстояния (r) до объекта съёмки; максимального
контраста (к); фазового сдвига (f) составляющих выбранного луча после
его расщеплении микропризмой на 2; времени задержки (t) прихода
отраженного луча и т.д.
Измерение вектора (B) необходимо для выбора направления изменения
сигнала рассогласования. Время, затраченное на измерение вектора(B), и
время отработки сигнала рассогласования механикой объектива определяют
быстродействие системы автофокусировки.
Виды систем автофокусаРабота системы автофокуса по
измерению параметра(А), чувствительного к резкости изображения в
фокальной плоскости может основываться на различных принципах:
Активные(в настоящее время применяются редко)
- ультразвуковой (некоторые камеры Polaroid)
- инфракрасный (некоторые компактные камеры, старые видеокамеры)
Пассивные
- фазовый (зеркальные фотоаппараты)
- контрастный (видеокамеры, незеркальные цифровые фотоаппараты)
Ультразвуковая и инфракрасные системы
Ультразвуковая и инфракрасные системы являются
активными, так как они рассчитывают расстояние по времени возвращения
от объекта съемки фронтов, излученных фотоаппаратом инфракрасных
(ультразвуковых) волн.
Если между объектом съемки и камерой есть прозрачное
препятствие, например стекло, то активные системы проводят
автофокусировку объектива на это препятствие, а не на объект съемки.
Фазовый автофокус
Фазовый автофокус применяется в современных
зеркальных плёночных и цифровых фотоаппаратах. Основным элементом его
являются специальные датчики, которых в профессиональных камерах может
быть несколько десятков. Датчики получают фрагменты светового потока от
разных точек кадра с помощью специальных зеркал. Внутри датчика свет
разделяется на две части, каждая из которых попадает на свой
светочувствительный сенсор. В случае точной наводки на резкость два
световых потока будут находиться друг от друга на определённом
расстоянии, заданном конструкцией датчика. В противном случае, это
расстояние будет больше или меньше. Датчик, измерив это расстояние,
выдаёт на выходе сигнал, показывающий, в какую сторону и насколько надо
сдвинуть линзы объектива, чтобы выполнить наводку на резкость.
Быстродействие такой системы очень высокое и определяется, в основном, быстродействием механики объектива.
Контрастный автофокус
Контрастный автофокус применяется в цифровых
незеркальных фотоаппаратах. Принцип его работы основан на том, что
микропроцессор фотоаппарата постоянно считывает изображение с матрицы,
анализирует степень его контрастности и принимает решение о перемещении
объектива. Максимальный и минимальный контрасты соответствуют
максимальным и минимальным зарядам пикселов матрицы.
Такой автофокус обладает довольно низким быстродействием, так
как в каждый момент времени процессор не обладает данными о степени
наводки объектива на резкость - изображение считается «размытым».
Поэтому процессор каждый раз командует немного подвинуть объектив и
проверяет наличие изменения контраста в сторону увеличения. Если
контраст не изменяется, то процессор меняет знак команды на
исполнительные двигатели и оптика сдвигается в другую сторону. До тех
пор, пока процессор не вычислил максимум (минимум) контраста и не
перешел его, двигателю дается команда перемещать объектив еще раз.
Когда экстремум достигнут, то шаг назад будет сигналом процессора «есть
резкий кадр» и автофокусировка прекращается.
Задержка между нажатием на спуск и собственно съёмкой кадра,
характерная для большинства цифровых фотоаппаратов объясняется
«медленной» работой пассивного контрастного автофокуса
и тем, что в незеркальных фотоаппаратах процессор вынужден считывать с
матрицы весь кадр, чтобы проанализировать на степень контрастности лишь
некоторые его участки. Поэтому фотограф нажимает кнопку «спуск затвора»
вначале до половины, а затем полностью.
Время отработки команд двигателем объектива в системе пассивного контрастного автофокуса значительно меньше времени получения «резкого кадра».
Режимы работы автофокуса
В современных фотокамерах применяются интеллектуальные алгоритмы работы систем автофокуса,
в основном предназначенные для фотографирования движущихся объектов.
Проблема съёмки таких объектов заключается в том, что с момента
наведения на резкость, между нажатием на кнопку спуска и до момента
съёмки кадра проходит некоторое время. За это время объект может уйти
из плоскости наводки на резкость. Для решения этой проблемы для систем
автофокуса придуманы следующие режимы:
Следящий — в этом режиме система
непрерывно отслеживает положение объекта и держит его в фокусе,
перемещая линзы в объективе. При длительном применении режима
«Следящий» аккумулятор фотоаппарата разряжается быстрее.
Упреждающий — в этом режиме система автофокуса
определяет скорость движения объекта, рассчитывает его положение в
момент съёмки и заранее перемещает линзы в объективе так, чтобы тот
получился в фокусе. Этот режим поддерживается многими современными
пленочными и цифровыми зеркальными камерами, однако у разных
производителей он называется по разному: у Canon - AI Servo, у Nikon
- Continuous servo AF. В незеркальных (и многих зеркальных)
фотоаппаратах для съёмки движущихся объектов применяется блокировка
автофокуса. Фотограф наводит аппарат на нужный объект или, если это
невозможно, на точку, находящуюся на таком же расстоянии как и объект,
и нажимает на специальную кнопку. Объектив фокусируется, и при нажатии
на кнопку спуска аппарат делает снимок мгновенно, не задействуя автофокус повторно.
Условия работы автофокуса
Современные системы автофокуса обладают характеристиками,
позволяющими в большинстве случаев заменить ручную наводку. Однако, как
для любой сложной системы, им требуются определённые условия для работы
и умение их применять.
Чувствительность параметра А к резкости изображения в
фокальной плоскости резко уменьшается при малой освещённости и низкой
контрастности объекта съёмки, именно поэтому пассивные системы автофокуса плохо работают в темноте и фотоаппарат «зацикливается» при попытках навестись на однородный объект, например гладкую стену.
Достаточная яркость объекта съёмки и наличие на нём контрастных элементов - главное условие работы автофокуса пассивных (фазовой и контрастной) систем.
Проблему недостаточной яркости объекта в темноте призваны решать
системы подсветки автофокуса. Для этой цели в фотоаппарате (или в
корпусе продвинутых внешних фотовспышек) размещается специальная лампа,
которая вспыхивает при нажатии на кнопку «спуск затвора» наполовину,
т.е. в начале работы системы автофокуса. В некоторых камерах для этой цели используются короткие световые импульсы встроенной фотовспышки.
Ультразвуковой мотор
Ультразвуковой пьезоэлектрический мотор,
применяемый в современных объективах, имеет выше КПД и скорость, менее
шумен. Его применение заметно сокращает задержку автофокуса. Компания Canon называет ультразвуковые моторы USM (Ultra Sound Motor), Nikon указывает маркировку SWM (Silent Wave Motor), а Sigma — HSM (Hyper Sonic Motor). На выставке PMA 2007 Olympus анонсировал несколько объективов с новым ультразвуковым мотором SWD (Supersonic Wave Drive).
Источник — wikipedia.org
|