Объектив являются одним из основных элементов в фотографии. Для выбора
и использования «правильного» объектива, Вы должны знать их основные
параметры: резкость, угол обзора, глубина резкости и перспектива.
Резкость
Резкость – одна из наиважнейших характеристик каждого объектива!
Можно компенсировать искажения (distortion), виньетирование
(vignetting), цветовые и другие оптические искажения объектива, но
невозможно исправить резкость – использование эффектов «Smart Sharpen»
или «Unsharp Mask» при обработке фотографии поможет визуально улучшить
слегка не резкие снимки, но никак не помогут при обработке снимков
снятых «плохим» объективом.
Идеально четкий результат можно ожидать только от «идеального»
объектива. В действительности, только лучшие линзы (например, Canon
серии «L») обеспечивают отличную резкость во всех значениях апертуры, в
то время как большинство объективов в той или иной степени размывают
изображение при полном открытии, улучшается это затемнением линзы на
один, два шага. Например, объективы Canon 24-105 L IS и Canon 600 f4 L
IS очень четкие даже при полном открытии, при значении f/4, в то время
как объектив Sigma 180 Macro обеспечивает отличную резкость при
значении f/8, но немного «смазывает» при открытии со значением f/3.5.
Sigma 180mm Macro, f/3.5 |
Sigma 180mm Macro, f/8 |
Затемнение линзы апертурой улучшает резкость,
так как при использовании небольшой апертуры фиксируется только тот
свет, который проходит через центральную часть линзы. При покупке
нового объектива, рекомендуется сделать несколько тестовых снимков при
различных значениях апертуры для оценки его резкости. Если нужна
широкая апертура, то целесообразен выбор соответствующего объектива –
нет смысла покупать стандартный или телеобъектив, непригодный для
съемки с широкой апертурой, тогда как можно не беспокоиться о
производительности широкоугольных и макро объективов, которые часто
используются при малой апертуре (f/8 - f/16).
После прочтения этих строк, Вы можете подумать, что чем больше
затемнять линзу диафрагмой, тем лучше будет результат. Это будет верно
до тех пор, пока Вы не достигните значений f8 или f11, затем резкость
значительно снижается. При минимальных значениях, таких как f/32, все
объективы теряют резкость до недопустимого уровня. Причина этого –
дифракция или преломления света: это явление воздействует абсолютно на
все объективы, так как оно имеет физическую природу; его нельзя
избежать; это не оптическое искажение. Так что же это? В тот момент,
когда волна проходит через отверстие, ширина которого сравнима с
длинной волны, она меняет угол распространения. Именно потому, что свет
это волна, а апертура это отверстие, линза и подвержена дифракции.
Величина преломления зависит от диаметра апертуры. При большой апертуре
преломление незначительно, тогда как при малой апертуре дифракция
становится серьезной проблемой: обычно предпочтительно избегать
апертуры меньшей чем f/16.
Sigma 180mm Macro, f/8 |
Sigma 180mm Macro, f/32 |
Угол обзораУгол обзора определяется
двумя переменными: фокусное расстояние и размер сенсора. Большинство
систем фотокамер предлагается с широким диапазоном фокусных расстояний
от 12мм. до 600мм. Существуют четыре формата профессиональных (SLR)
камер:
- 4/3 (сенсор 18x13.5 мм.)
- APS-C (сенсор 25x16.7 мм.)
- 35mm (сенсор 24x3 мм.)
- digital medium format (сенсор 36x48 мм.)
Формула для вычисления угла обзора достаточно проста: угол = 2 * arctan (D/2f),
где D – диагональ сенсора, f - фокусное расстояние. В каждом из
форматов, фокусное расстояние дает угол обзора около 46 о, считающийся
«стандартным», так как он имеет приблизительно тот же угол обзора, что
и глаз человека. Объективы с меньшим фокусом называются широкоугольными, так как дают больший угол обзора; объективы с большим фокусом называются телеобъетивами и дают более узкий угол обзора.
Следующая таблица и изображения показывает значение угла обзора, при различных фокусных расстояниях в четырех разных форматах.
| 7 | 12 | 14 | 16 | 21 | 24 | 2 | 35 | 50 | 70 | 105 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 1200 |
4/3 | 116.2 | 86.30 | 77.56 | 70.22 | 56.35 | 50.22 | 43.77 | 35.63 | 25.36 | 18.26 | 12.23 | 6.43 | 4.29 | 3.22 | 2.57 | 2.14 | - |
APS-C | - | 102.8 | 94.14 | 86.49 | 71.25 | 64.18 | 56.51 | 46.53 | 33.50 | 24.26 | 16.31 | 8.60 | 5.74 | 4.30 | 3.44 | 2.87 | 1.43 |
35mm | - | 122.0 | 114.2 | 107.1 | 91.74 | 84.10 | 75.42 | 63.47 | 46.82 | 34.37 | 23.30 | 12.35 | 8.25 | 6.19 | 4.95 | 4.13 | 2.06 |
MF | - | - | - | - | - | - | 93.94 | 81.20 | 61.92 | 46.39 | 31.89 | 17.06 | 11.42 | 8.57 | 6.86 | 5.72 | - |
Фокусное расстояние: 17 мм. - угол обзора: 104° |
Фокусное расстояние: 35 мм. - угол обзора: 63° |
Фокусное расстояние: 50 мм. - угол обзора: 46° |
Фокусное расстояние: : 135 мм. - угол обзора: 18° |
Глубина резкости.
Глубина резкости – один из основополагающих принципов
фотографии. Когда Вы фокусируетесь на образе, действительно
сфокусированной будет только определенная плоскость (расстояние). Все
что находится до или за этой плоскостью будет постепенно «размываться»;
области около фокусной плоскости, которые все еще имеют приемлемую
четкость, и составляют глубину резкости.
Существуют три основных фактора, которые влияют на глубину
резкости. Первый из них – апертура. Ширина апертуры, такая как f/2.8
или f/4, дают «мелкую» глубину, в то время как малые апертуры (такие
как f/16 and f/22) дают большую глубину.
f/4, глубина резкости "мелкая" |
f/16, глубина резкости достаточно большая |
Необходимо выбирать апертуру в зависимости от
результата, который необходимо получить. Если Необходимо разделить
объект съемки от заднего плана, то необходимо пользоваться широкой
апертурой; в случае когда необходимо, чтобы в фокусе находились объекты
как на переднем, так и на заднем плане (например съемка панорам,
ландшафтов) необходимо использовать малую апертуру, например f/16.
Второй фактор - фокусное расстояние - также связан с
глубиной резкости и задним планом. При одинаковом размере объекта, для
разных объективов, глубина резкости будет одинакова. Например,
фотографируем бабочку: при одинаковой апертуре мы получим идентичную
глубину резкости при фокусных расстояниях 50 мм. и 200 мм. Разность в
случае фокусного расстояния 200 мм. в более узком угле обзора, что дало
значительно более чистый задний план.
Фокусное расстояние: 50 мм. |
Фокусное расстояние: 360 мм. |
Если Вы фотографируете один и тот же объект с различными фокусными
расстояниями, глубина резкости будет соответственно разной: чем меньше
фокусное расстояние, тем четче задний план
|
Размер объекта – третий фактор. Если вы снимаете
большой объект, то получите пропорционально большую глубину резкости.
Например, при съемке горы при f/5.6 мы получим большую глубину
резкости, в то время как при съемке бабочки, при той же апертуре,
глубина резкости будет значительно меньше.
Апертура: f/5.6 Размер объекта: 2 см. |
Апертура: f/5.6 Размер объекта: 3-4 км. |
Как получить наилучший результат от глубины резкости?
При фотографировании животных, фокусируйтесь на
глазах животного и выбирайте апертуру, которая дает правильную глубину
резкости для конкретного снимка. Для мелких животных, например птиц,
лучше использовать апертуру f/8 или f/11, а для более крупных f/4 или
f/5.6. При макросъемке старайтесь снимать объект под прямым углом.
Съемка под прямым углом |
Съемка под острым углом |
При фотографировании природы, ландшафтов техника
немного отличается. Некоторые фотографы пытаются вычислить глубину
резкости и гиперфокальное расстояние (расстояние, которое дает
наибольшую глубину резкости при заданной апертуре) – пустая трата
времени! Предпочтительнее использовать более простой и интуитивно
понятный способ сфокусироваться: при широком угле и апертуре f/16 вы
получите максимально широкую глубину резкости – простейший способ
получить в фокусе все изображение. Если ближайший объект в композиции
находиться в 2-3 метрах фокусируйтесь на 6-8 метрах и используйте
апертуру f/16 – получите резкий снимок от ближайшего объекта до
бесконечности; если ближайший элемент в метре или меньше, фокусируйтесь
на 1.5 – 2 метрах с апертурой f/16 (или f/22, если ближайший элемент
очень близко). Для проверки фокуса, можно просмотреть изображение
позже, используя дисплей камеры.
Перспектива
В теории, если сохранять постоянное расстояние
камера-объект, то и перспектива для всех объективов должна быть
одинакова, однако на практике широкоугольные объективы позволяют
органически вписать в композицию объект, который находится очень близко
к камере, в то время как телеобъективы позволяют занимать все
пространство кадра удаленным объектом.
В результате, широкоугольные объективы имеют тенденцию
искажать перспективу, в то время как телеобъективы дают «сжатую» или
«плоскую» перспективу. Перспектива это наиболее важный элемент
творчества, влияющий на восприятие снимка: при фотографировании
ландшафтов широкий угол обзора дает ощущение глубины изображения,
благодаря своеобразной перспективе. С другой стороны, если требуется
сосредоточить внимание на деталях, большое фокусное расстояние
позволяет усилить двухмерность и детализацию фотографии.
Следующие фотографии являются хорошим примером различной
фотографии сделанной широкоугольным и телеобъективом: Первый снимок
сделан с фокусным расстоянием 17 мм. – перспектива гипертрофирована -
дает ощущение глубины. Второй снимок снят с фокусным расстоянием 105
мм. ветви на переднем плане и башня кажутся на одном плане, хотя в
реальности они на достаточном расстоянии.
Источник: Juza Nature Photography
Перевод: © Photomanual.ru
Источник: http://www.photomanual.ru/articles/lenses/ |