Форма входа

Поиск по сайту

Категории

История Фотографии [9]
Разное [48]
Фототехника [9]
Мастера Фотографии [7]
Фототеория [4]

Помощь сайту


Проверить аттестат

WME894653087232
WMZ136088046748
WMR221509450814

Amazon

Mini chat

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Воскресенье, 22.12.2024, 14:43
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход | RSS

ART БИБЛИОТЕКА

СТАТЬИ

Главная » Статьи » Статьи по Фотографии » Фототехника

АНАТОМИЯ ОБЪЕКТИВА

В правильном выборе объектива довольно часто кроется секрет получения эффектных и качественных снимков. Многие просто не представляют, сколь удивительные ресурсы скрыты в килограммах фотографического железа.

Объектив – мощнейший рабочий инструмент фотографа.  С ним вы сможете выстроить перспективу снимка или изолировать главный объект в кадре от его окружения.

Анатомия объектива:

  • Резьба под фильтр – у любого объектива на передней стороне тубуса есть резьба для навинчивания сменных фильтров – например поляризатора или ИК-фильтра. Обязательно запомните ее диаметр.
  • Шкала расстояний – на этой шкале указывается дальность фокусировки в метрах (и/или футах). В некоторых объективах шкала расстояний дополнена шкалой глубины резкости, позволяющей при заданной диафрагме определить положение границ резко изображаемого пространства (РИП).
  • Переключатель режима фокусировки  AF/MF – этот переключатель позволяет выбрать один из режимов фокусировки – автоматический (AF) или ручной (MF). Некоторые объективы позволяют в автоматическом режиме производить ручную доводку фокуса.
  • Кольцо зуммирования – вращением кольца зуммирования можно изменить фокусное расстояние объектива. Когда вы поворачиваете кольцо, внутри объектива меняется положение оптических элементов. Это позволяет визуально приблизить  или отдалить объект съемки.
  • Бленда – задача бленды  - блокировать попадание в объектив косых лучей света, которые могут вызвать появление в кадре бликов и засветок, отрицательно сказывающихся на качестве фотографий. Некоторые объективы продаются вместе с блендой, для других ее приходится приобретать отдельно.
  • Кольцо фокусировки – несмотря на то, что удобнее всего пользоваться автоматической фокусировкой, в ряде случаев фотографу может потребоваться «правка» работы автоматики или самостоятельная фокусировка для достижения нестандартной творческой задачи.
  • Кольцо диафрагмы – предназначается для ручного задания диафрагмы при съемке. На большинстве современных объективов (кроме продукции Nikon) это кольцо исчезло – подразумевается, что управление диафрагмой производится через электронные настройки камеры.
  • Байонет объектива – байонетное соединение позволяет легко и быстро устанавливать объектив и состоит из взаимодополняющих пазов, контактов и запирающих элементов на самой оправе объектива и на корпусе камеры. Типы байонетов на для цифровых камер стандартизованы – это дает возможность использовать не только «родную» оптику камеры, но и продукцию сторонних фирм.

ФОКУСНОЕ РАССТОЯНИЕ

Фокусным расстоянием объектива называется расстояние от его оптического центра до плоскости сенсора (пленки) при условии, что объектив наведен на бесконечность. Измеряется оно в мм. Именно фокусное расстояние определяет угол обзора камеры: чем оно больше, тем меньше угол, тем более приближенным (крупным) выглядит изображение объекта.

Классическим считается объектив, у которого фокусное расстояние примерно равно диагонали кадра. Угол зрения такого объектива близок к углу зрения человеческого глаза, поэтому картинка, которую «видит» такой объектив, кажется наиболее естественной. Фокусное расстояние такого объектива составляет 50 мм. Объективы с меньшим фокусным расстоянием называются широкоугольниками, с большим  - телевиками. Телевики позволяют «увеличивать» в кадре объект, находящийся на приличном расстоянии от фотографа.

Мнимое увеличение фокусного расстояния.

Из-за того что в большинстве цифровых зеркалок  размер сенсора меньше площади кадра 35-мм пленки, возникает мнимое увеличение фокусного расстояния объектива.
Коэффициент этого увеличения также называют кроп-фактором – он показывает, во сколько раз диагональ цифрового сенсора меньше диагонали пленочного кадра. Чтобы узнать, насколько сильно «подрастет» объектив на цифровой зеркалке, достаточно просто умножить его фокусное расстояние на кроп-фактор.
(Фото)
Зачастую при съемке цифровой зеркалкой возникает ощущение уменьшения угла зрения объектива.

Цифровые объективы
Большинство сенсоров современных цифровых зеркалок имеют площадь меньшую, чем у обычного  пленочного кадра 24х36 мм. Например, в большинстве камер Canon используются сенсоры размером 15х22.5 мм. При использовании объектива, рассчитанного на аналоговый фотоаппарат с 35-мм пленкой, на сенсор проецируется  только центральная часть изображения, а оставшаяся часть «обрезается» краями матрицы. В результате широкоугольные объективы теряют львиную долю своей широкоугольности. Чтобы справится с этой проблемой, были разработаны специальные цифровые объективы, конструкция которых рассчитана на использование в камерах с  кроп-фактором не менее 1.5х. При установке на пленочные зеркалки или цифровые камеры, у которых кроп-фактор  больше 1.5х, эта оптика будет давать сильнейшее виньетирование по краям кадров. Большинство цифровых объективов -  широкоугольные зумы с диапазоном фокусных расстояний примерно 10-20 мм. Благодаря своим конструктивным особенностям они имеют меньший вес и габариты, чем традиционные широкоугольные зумы.

Таблица пересчета фокусных расстояний объективов в зависимости от кроп-фактора матрицы цифровой камеры.

Модели цифровых зеркальных камер Кроп-фактор
Canon EOS 300D / 350D / 400D / 20D / 30D 1.6х
Nikon D40 / D50 / D70 / D70s / D80 / D200 / D2X / D2Xs / D2Hs
Konica Minolta 7D
Fujifilm FinePix S3 Pro
Pentax *istDs / K100D /  K110D
Sumsung GX-1L / GX-1S
Sony Alpha DSLR-A100
1.5х
Canon EOS 1D / 1D Mk II N 1.3х
Olympus E-400 / E-500 / E-330 / E-1
Panasonic Lumix DCM-L1
2.0х
Эквивалентное фокусное расстояние
Фокусное расстояние объектива* Кроп-фактор

1.3х 1.5х 1.6х 2.0х
10 мм 13 мм 15 мм 16 мм 20 мм
17 мм 22.1 мм 25.5 мм 27.2 мм 34 мм
28 мм 36.4 мм 42 мм 44.8 мм 56 мм
35 мм 45.5 мм 52.5 мм 56 мм 70 мм
50мм 65 мм 75 мм 80 мм 100 мм
105 мм 136.5 мм 157.5 мм 168 мм 210 мм
135 мм 175.5 мм 202.5 мм 216 мм 270 мм
200 мм 260 мм 300 мм 320 мм 400 мм
400 мм 520 мм 600 мм 640 мм 800 мм
600 мм 780 мм 900 мм 960 мм 1200 мм
* для камер с полноразмерным сенсором: Canon EOS 1Ds/1Ds Mk II/5D мнимого увеличения фокусного расстояния не происходит (кроп-фактор равен 1.0х)

Угол зрения

Серия кадров была снята из одной точки для сопоставления углов зрения объективов различных типов и наглядности того, как каждый из них «видит мир».


Объективы «рыбий глаз»
Эта оптика имеет фокусное расстояние 8-14 мм, а сделанные такими объективами снимки приобретают характерные  полусферические искажения, связанные с тем, что угол зрения чрезвычайно широк – от 140 до 180 градусов.


Сверхширокоугольные объективы

Фокусное расстояние от 14 до 21 мм позволяет фотографу находится в непосредственной близости от объекта съемки  и тем не менее включить его в кадр целиком. Угол зрения 92-106 градусов.


Широкоугольные объективы

Стандартные широкоугольный объектив имеет фокусное расстояние от 24 до 35 мм. Угол зрения 62-84 градусов. Популярны и широкоугольные объективы с фиксированным фокусным расстоянием – широкоугольные дискретники.


Нормальные объективы
Угол зрения 46 градусов. Для цифровых зеркалок с полноразмерным сенсором стандартным считается объектив с фокусным расстоянием 50 мм. Для моделей, у которых сенсор меньше, чаще используются более широкоугольные объективы – по таблице выше можно подобрать такой объектив, эквивалентное фокусное расстояние которого при установке на выбранную камеру будет соответствовать 50 мм.


Телеобъективы
К этому классу относятся объективы с фокусным расстоянием 80-300 мм. Обычно они используются для съемки и работы над портретами. Угол зрения 8-28 градусов.


Супертелеобъективы

Угол зрения 2-6 градусов. Супертелевики с фокусными расстояниями 400-1200 мм имеют очень узкий угол зрения и обеспечивают значительное увеличение далеких объектов в кадре. Такая оптика незаменима для спортивных фотографов и любителей снимать дикую природу.

ДИАФРАГМА

От выбора диафрагмы очень сильно зависят результаты съемки и качество проработки объектов на фотографии.

Диафрагма ограничивает в объективе диаметр отверстия, через которое свет проходит внутрь камеры и попадает на матрицу. Ряд чисел, показывающих, насколько широко открыта диафрагма , жестко стандартизован:

ШКАЛА ДИАФРАГМ

f/1

f/1.4

f/2

f/2.8

f/4

f/5.6

f/8

f/11

f/16

f/22

f/32

f/45

f/64

 

f/1.2

 

f/1.8

 

f/2.5

 

f/3.5

 

f/4.5

 

f/6.7

 

f/9.5

 

f/13

 

f/19

 

f/27

 

f/38

 

f/55

   

Задать нужную диафрагму можно либо с помощью специального кольца на оправе объектива (если такое имеется), либо через меню цифровой камеры (например в режиме приоритета диафрагмы Av). Диафрагма и длительность выдержки – основные показатели, определяющие, насколько качественно будет экспонирован кадр.

Ряд диафрагменных чисел рассчитан так, чтобы при переходе от одного значения диафрагмы к другому площадь светового отверстия объектива изменялась в 2 раза – это, в свою очередь,  вызывает двукратное изменение проходящего потока света, то есть изменение экспозиции на 1 ступень. Например, при диафрагме f/8 объектив пропустит в 2 раза меньше света чем при f/5.6. Диафрагма напрямую влияет на глубину резкости кадра. Ее правильный подбор важен и при динамичной съемке: от величины диафрагмы зависит выдержка, а от нее – то, насколько застывшими или стремительными будет казаться движение в кадре.

Диафрагмы от f/1 до f/4 обычно используются с короткими выдержками при съемке в условиях нехватки освещения.

Диафрагмы от f/5.6 до f/11 чаще всего выбираются при крупноплановой и портретной съемке, а также при съемке дикой природы, чтобы ограничить глубину резко изображаемого пространства.

Минимальные значения диафрагмы от f/16 до f/64 обычно выбираются с цельюполучения максимальной глубины резкости.

Светосильные объективы
Стоит ли покупать светосильный объектив? Каковы альтернативы этой покупки?

Объективы, максимальная диафрагма которых находится в диапазоне от f/1 до f/4, называют светосильными. Такого рода объективы выпускаются для самого широкого диапазона фокусных расстояний – 24-600 мм. Светосильный объектив незаменим, когда нужно снимать с предельно короткой выдержкой или для нормальной съемки в условиях недостаточного освещения. Эти объективы демонстрируют превосходные оптические характеристики, но, как правило, имеют более крупные габариты по сравнению с обычными и существенно более высокую цену. Поэтому основными пользователями подобной оптики пока остаются профессиональные фотографы. Ну а тем, кто хочет снимать с короткими выдержками, но при этом не тратится на дорогую оптику, остается только повышать светочувствительность матрицы. Платить за это придется возрастанием шумов на изображении, хотя до определенного порога светочувствительности это не особенно заметно.

Стандартные дискретники чаще всего обладают высокой светосилой – их максимальная диафрагма составляет f/1.4 или f/2.8. Эти модели легки, обеспечивают потрясающе качественные снимки и отлично подходят для съемки при неярком свете. Благодаря широкой диафрагме задний план фотографий может живописно размываться.

Светосильных зумов не так много – обычно их конструкция предусматривает крепление к штативу. Большая часть этих зумов – умеренные телевики (70-200 мм f/2.8), идеально подходящие для портретной и пейзажной съемки, а также для съемки не слишком осторожных зверей и птиц.

Светосильные телевики – лучший выбор спортивных фотографов и натуралистов. Именно они обеспечивают комбинацию дальнобойности, коротких выдержек и максимального качества. Широко раскрытая диафрагма в сочетании с большим фокусным расстоянием обеспечивает минимальную глубину резкости, благодаря чему объект съемки эффективно изолируется от фона.

Глубина резкости

Умение работат с глубиной резкости дает возможность получить как идеальный резкий пейзаж, так и портрет на живописно размытом фоне.

Глубиной резкости, или глубиной резко изображаемого пространства (РИП), называют расстояние между ближней и дальней границами зоны, в пределах которой все объекты находятся в фокусе. Глубина резкости  - понятие не строго математическое, поскольку плоскость фокусировки всегда одна. Любая точка любой другой плоскости пространства будет отображаться пятном нерезкости. Чем больше диаметр такого пятна тем сильнее размыт объект. Считается, что если пятно нерезкости меньше 0.1 мм, то при рассматривании изображения с расстояния 25 см человеческий глаз воспринимает его как резкое.

Чаще всего глубиной резкости управляют, подбирая значения диафрагмы. Чем шире открыта диафрагма, тем меньше глубина резкости; и наоборот – при уменьшении отверстия диафрагмы границы зоны резко изображаемого пространства расширяются.

Другим фактором, влияющим на глубину резкости, является фокусное расстояние объектива: чем оно выше, тем меньше глубина резкости.  Ну и, наконец, глубина резкости зависит от дальности фокусировки – чем меньше расстояние между камерой и объектом, тем меньше глубина резкости. А при увеличении этого расстояния пропорционально растет и глубина резкости.

Как получить минимальную глубину резкости:

• Выбирайте диафрагму пошире – f/2.8, f/4 либо либо максимально близкую к этим значениям.
• Обзаведитесь светосильным объективом.
• Увеличьте фокусное расстояние объектива.
• Установите телеконвертер.
• Сократите расстояние от камеры до объекта съемки.

Как получить максимальную глубину резкости:

• Сожмите диафрагму, в идеале – до минимально возможного значения.
• Старайтесь выбрать объектив с небольшим фокусным расстоянием.
• Отойдите от объекта съемки подальше.
• Фокусируйтесь на гиперфокальном расстоянии (в самом общем смысле это расстояние от фотоаппарата до ближайшего резкого объекта)
• Перейдите на шифт-объектив (объектив с возможностью сдвига оптической оси; передний блок такого объектива можно перемещать вверх и вниз)

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ОБЪЕКТИВАМИ

 Основные типы объективов, их характерные особенности, практические рекомендации и идеи, позволяющие максимально раскрыть возможности оптики.

Сверхширокоугольные объективы.

Благодаря невероятно широкому углу зрения эти объективы позволяют «втиснуть» в кадр больше объектов и окружающего пространства. Такой подход особенно актуален при пейзажной и архитектурной съемке, а так же при съемке интерьеров – в тесных помещениях фотографу обычно негде развернуться, чтобы одним кадром охватить тот вид, который ему требуется. Отличительной особенностью фотографий, сделанных широкоугольником, является довольно сильная дисторсия по краям кадра. Это становится особенно заметно при съемке фасадов зданий, когда их стены начинают загадочно изгибаться. Удаленные объекты на широкоугольных кадрах кажутся еще меньше и могут вообще «потеряться» в композиции.

А вот глубина резкости у этих объективов – потрясающая, даже на средних значениях диафрагмы. К тому же небольшие размеры такой оптики не доставляют проблем при съемке с рук. С ручной фокусировкой могут возникнуть трудности, поэтому лучше фокусироваться в автоматическом режиме, а затем, при необходимости, проводить перекомпоновку кадра с заблокированным автофокусом. Делая пейзажи, в которых  изрядную долю кадра занимает небо, не теряйте бдительности – автоматика камеры запросто может переоценить яркость неба и ошибиться в расчетах, результатом будет недоэкспонированный снимок.

Среди сверхширокоугольных объективов встречаются как дискретники (например, объектив Nikon с фокусным расстоянием 14, 16, 18 и 20 мм), так и зумы (Sigma 10-20 мм), но не следует при этом путать их с объективами «рыбий глаз».

Если использовать сверхширокоугольный объектив для съемки портретов, получаться отличные карикатуры и шаржи, искажающие черты лица и фигуры ваших друзей. 

Объективы «Рыбий глаз»

В этой разновидности существует 2 типа объективов: круговые и полнокадровые. Угол зрения круговых объективов составляет 180 градусов, а на поверхность матрицы они проецируют круглое изображение – уголки кадров остаются черными. Полнокадровые объективы проецируют фактически лишь часть этого круглого изображения, поэтому их угол зрения меньше, чем у круговых объективов. Обычно фокусное расстояние у круговых объективов составляет 8 мм, а у полнокадровых – 15 или 16 мм.

Для владельцев компактных цифровых камер выпускаются широкоугольные конверторы, позволяющие превратить встроенный объектив в «рыбий глаз».

Чаще всего с помощью объективов «рыбий глаз»  фотографируют архитектуру , пейзажи и интерьеры. Отдельная тема – потрясающие фотографии неба «от горизонта до горизонта», а так же карикатурные портреты и крупноплановая съемка динамичных видов спорта (в особенности лыжников и сноубордистов).

Широкоугольные объективы

Эта группа объективов – идеальный выбор для съемки пейзажей, архитектуры, интерьеров и групповых портретов, такие сюжеты наиболее требовательны в смысле широты угла зрения объектива.

По сравнению с нормальными объективами широкоугольники обеспечивают не только более широкий угол зрения, но и большую глубину резкости кадра. Однако, когда объектов в кадре слишком много, композиция начинает казаться перегруженной. Кроме того, качество изображения по углам кадра может заметно падать.

При съемке пейзажей с узкой диафрагмой и невысоким значением светочувствительности  камеру лучше крепить на штативе, чтобы избежать «шевеленки», а для предотвращения неточностей в установке можно использовать специальный пузырьковый уровень, который крепится в горячем башмаке камеры. В продаже существует много зумов, имеющих на широком угле фокусное расстояние 28 или 35 мм (например Canon 28-105 мм), но наиболее качественное изображение получится с широкоугольным дискретником, например с фокусным расстоянием 24 мм. Дискретники обычно значительно лучше фиксируются на коротких расстояниях и пригодятся при крупноплановой съемке.


---------------------------------
По материалам журнала Digital Photo, апрель 2007г.


Источник: http://www.luckylife.ru/
Категория: Фототехника | Добавил: Kosya (31.01.2009)
Просмотров: 1943
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]